Готовность ребёнка к школе
Содержание статьи
Готов ли ребёнок к школе?
Традиционно большинство российских детей идут в школу с семи лет. И у родителей, чьим ребятишкам исполняется в сентябре шесть с половиной, часто возникают вопросы: отдавать ли ребёнка в школу, справится ли шестилетка с обучением, сумеет ли адаптироваться?
В этой статье коротко описаны основные моменты, по которым родители приблизительно смогут понять, готов ли ребёнок к школе или есть необходимость, пока есть время, обратить на что-то внимание.
Готовность ребёнка к школе определяется по двум основным критериям:
— необходимый уровень моторного и речевого развития
— психологическая готовность ребёнка к школе
Требования к уровню речевого развития: правильное звукопроизношение, способность воспринимать и различать звуки, владение связной речью. Речь должна «помогать» ребенку организовывать его собственную деятельность.
Требования к моторному развитию: уверенное владение карандашом, ориентировка на листе бумаги, выполнение графических заданий по образцу.
Психологическая готовность ребёнка к школе включает в себя четыре блока:
Первый блок – познавательная сфера. Родителями и педагогами уделяется этой сфере особое внимание. Здесь имеется ввиду общая осведомленность ребенка о предметах и явлениях окружающего мира, знание букв, умение читать, писать, считать, а также способность ребенка обучаться, запоминать новое.
Второй блок – мотивационный. Здесь определяется, что движет ребенком при совершении им каких-либо действий и поступков, что определяет его деятельность, его поведение (почему ребенок хочет идти в школу, почему он хочет учиться). Осознаёт ли ребёнок важность и необходимость обучения? Есть ли у него желание и интерес научиться чему-то новому?
Третий блок – произвольность. Уровень произвольности дает нам представление о том, может ли ребенок контролировать свое поведение, правильно строить отношения со взрослыми (учителями), направлять и удерживать свое внимание на поставленной конкретной задаче. Важно, чтобы ребёнок воспринимал вопросы взрослого (учителя) как учебную задачу, а не как повод для житейского общения.
Четвертый блок – коммуникативный. Это умение ребёнка строить взаимовыгодные отношения со сверстниками в процессе совместной деятельности. Общение с другими детьми не должно отличаться конфликтностью. К школьному возрасту ребёнок должен уметь легко устанавливать деловые контакты со сверстниками, относиться к ним, как к партнёрам.
От того, насколько хорошо ребенок подготовлен к школе дошкольным периодом, будет во многом зависеть успешность его адаптации, его вхождение в новый режим школьной жизни, его успехи в учёбе, физическое и психологическое самочувствие.
Кроме этого, ребенок должен обладать необходимым уровнем физического здоровья: способностью высидеть 4-5 уроков по 40 минут, да еще и выполнять каждый день домашние задания – задача для дошкольника непривычная – это физическая готовность ребёнка к школе.
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)
Если у Вас есть минутка времени, оставьте, пожалуйста, свой отзыв в комментариях. Вы можете почитать другие статьи, воспользовавшись КАРТОЙ САЙТА, а так же подписаться на рассылку и получать новые статьи на Ваш почтовый ящик.
