Готовность ребёнка к школе
Содержание статьи
Готов ли ребёнок к школе?
Традиционно большинство российских детей идут в школу с семи лет. И у родителей, чьим ребятишкам исполняется в сентябре шесть с половиной, часто возникают вопросы: отдавать ли ребёнка в школу, справится ли шестилетка с обучением, сумеет ли адаптироваться?
В этой статье коротко описаны основные моменты, по которым родители приблизительно смогут понять, готов ли ребёнок к школе или есть необходимость, пока есть время, обратить на что-то внимание.
Готовность ребёнка к школе определяется по двум основным критериям:
— необходимый уровень моторного и речевого развития
— психологическая готовность ребёнка к школе
Требования к уровню речевого развития: правильное звукопроизношение, способность воспринимать и различать звуки, владение связной речью. Речь должна «помогать» ребенку организовывать его собственную деятельность.
Требования к моторному развитию: уверенное владение карандашом, ориентировка на листе бумаги, выполнение графических заданий по образцу.
Психологическая готовность ребёнка к школе включает в себя четыре блока:
Первый блок – познавательная сфера. Родителями и педагогами уделяется этой сфере особое внимание. Здесь имеется ввиду общая осведомленность ребенка о предметах и явлениях окружающего мира, знание букв, умение читать, писать, считать, а также способность ребенка обучаться, запоминать новое.
Второй блок – мотивационный. Здесь определяется, что движет ребенком при совершении им каких-либо действий и поступков, что определяет его деятельность, его поведение (почему ребенок хочет идти в школу, почему он хочет учиться). Осознаёт ли ребёнок важность и необходимость обучения? Есть ли у него желание и интерес научиться чему-то новому?
Третий блок – произвольность. Уровень произвольности дает нам представление о том, может ли ребенок контролировать свое поведение, правильно строить отношения со взрослыми (учителями), направлять и удерживать свое внимание на поставленной конкретной задаче. Важно, чтобы ребёнок воспринимал вопросы взрослого (учителя) как учебную задачу, а не как повод для житейского общения.
Четвертый блок – коммуникативный. Это умение ребёнка строить взаимовыгодные отношения со сверстниками в процессе совместной деятельности. Общение с другими детьми не должно отличаться конфликтностью. К школьному возрасту ребёнок должен уметь легко устанавливать деловые контакты со сверстниками, относиться к ним, как к партнёрам.
От того, насколько хорошо ребенок подготовлен к школе дошкольным периодом, будет во многом зависеть успешность его адаптации, его вхождение в новый режим школьной жизни, его успехи в учёбе, физическое и психологическое самочувствие.
Кроме этого, ребенок должен обладать необходимым уровнем физического здоровья: способностью высидеть 4-5 уроков по 40 минут, да еще и выполнять каждый день домашние задания – задача для дошкольника непривычная – это физическая готовность ребёнка к школе.
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)
Если у Вас есть минутка времени, оставьте, пожалуйста, свой отзыв в комментариях. Вы можете почитать другие статьи, воспользовавшись КАРТОЙ САЙТА, а так же подписаться на рассылку и получать новые статьи на Ваш почтовый ящик.
Показать бы последнюю цитату педагогам в школе, которые хотят, чтобы дети еще до школы умели уже делать все то, чему их должны учить в первом классе…
в скором будущем обязательно воспользуюсь советами
Готов не готов а в школу идти надо.
Очень внимательно нужно отнестись к своему ребенку, проверяя готов он или нет идти в школу. Заставив его идти в школу раньше, можно отбить охоту учиться.
Спасибо за отличные советы! Обязательно ими воспользуюсь.
Спасибо за все полезные советы на Вашем сайте!
Мой ребенок (ему 6 лет) умеет считать, учимся читать, состовляет задачи и решает, ходит на подготовительные курсы,мы играем с ним в шашки, домино, и другие настольные игры, но я все равно боюсь что он не сможет понять сложные задачи и решить их сам, да хотя бы взять таблицу умножения или подлежащее, сказуемое, падежи и т.д. Сейчас в школе все очень сложно, я не смогу помочь ему. Что мне делать?
Марина, не волнуйтесь! Даже современную программу начальной школы вполне может осилить взрослый 🙂 и Вы сможете помочь своему ребёнку, если в этом будет необходимость.
Спасибо за статью! Ещё важен уровень развития произвольного внимания у ребёнка. Вот здесь можно почитать про проблемы с вниманием vps-psycho.host4g.ru/?page_id=249