Патологический синдром гиперактивности у детей дошкольного возраста: лечение проблемы и практические советы родителям
Содержание статьи
Гиперактивность детей дошкольного возраста – одна из проблем современной семьи. За штампом кроются судьбы многих деток, которым сложно найти место в жизни. Патологическая активность мешает развиваться, ухудшаются отношения с родителями и сверстниками.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – серьёзная психологическая проблема, для решения которой нужен комплексный подход. С помощью психолога, невролога, других специалистов родители поймут, как обращаться с ребёнком. Для вас – информация о гиперактивности у дошкольников, методах коррекции поведения.
Причины появления
Факторы, провоцирующие негативный синдром, проявляются при беременности, родах, по причине нервных заболеваний или сложной обстановки в семье. Чем больше отрицательных факторов наслаивается друг на друга, тем выше риск патологических изменений.
Основные причины:
- тяжёлая беременность;
- кислородное голодание плода;
- частые стрессы у будущей мамы, курение;
- плохое питание при беременности;
- стимуляция родовой деятельности;
- стремительные или затяжные роды;
- рождение малыша до 38 недели;
- неврологические патологии;
- издержки воспитания: частые окрики, излишняя строгость, тотальный контроль над ребёнком;
- неблагоприятная психологическая обстановка в семье;
- скудный рацион с нехваткой витаминов, минералов для нормальной мозговой деятельности;
- токсическое отравление в раннем возрасте.
Особенности кризиса у дошкольников
Проблема часто возникает по достижении трёхлетнего возраста. Упрямство, капризы – характерная черта деток в этот период. У малышей, страдающих от СДВГ, негативная симптоматика проявляется сильнее, заметно ухудшается поведение. Многие детки становятся настолько неуправляемыми, что доводят до «белого каления» не только родителей, но и воспитателей.
Заболевание проявляется следующим образом:
- частые капризы;
- отказ ложиться спать;
- неусидчивость;
- замедленное развитие памяти, низкая концентрация внимания;
- непослушание.
Типы заболевания
Классификация:
- дефицит внимания, гиперактивность отсутствует. Чаще страдают девочки. Малышка увлечённо фантазирует, живёт в придуманном мире;
- дефицит внимания + синдром гиперактивности. Этот тип патологии встречается чаще всего;
- гиперактивность без дефицита внимания. Редкая патология возникает при нарушении деятельности центральной нервной системы либо из-за индивидуальных особенностей малыша.
Симптоматика
Родители интересуются: как понять, что ребёнок страдает от СДВГ? Чем гиперактивные детки отличаются от шумных, непоседливых сверстников?
Признаки патологических изменений в нервной регуляции:
- неспособность контролировать эмоции, постоянное движение, нежелание остановиться и передохнуть, даже если нет сил;
- беспокойному малышу сложно сосредоточиться, он постоянно отвлекается на занятиях в детском саду, мешает другим, пытается привлечь внимание любым образом;
- при усталости дошкольник не отдыхает, а злится, истерит из-за невозможности продолжить действие;
- период концентрации внимания не превышает четверти часа. Требуется отдых на 5–7 минут, чтобы возобновилось восприятие информации;
- гиперактивный дошкольник специально провоцирует конфликты, дерётся, кусается, обижает детей и взрослых. Нередко бьёт детей всем, чем попадётся под руку, не думая о последствиях. Неумение контролировать агрессию – один из самых опасных признаком СДВГ;
- быстрый, разговор, множество мыслей, редко слушает ответы, постоянно перебивает;
- активное, импульсивное поведение, независимо от места пребывания, плохо реагирует на запреты, отрицает ограничения;
- забывчивость, потеря вещей, прохладное отношение к порядку;
- беспокойный сон, нежелание вовремя ложиться спать;
- частые аллергические реакции, расстройства пищеварительной системы.
Диагностика
У большинства гиперактивных деток наблюдается не один, а несколько признаков. Родителям не стоит спешить с выводами, паниковать, приписывать сыну или дочери несуществующие болезни.
Если характерная симптоматика проявляется несколько месяцев подряд, обязательно запишитесь на приём к врачу. Проблематикой занимаются следующие специалисты:
- психолог;
- психиатр;
- детский невролог.
При первом знакомстве с юным пациентом доктор никогда не ставит диагноз. Проводятся специальные тесты, беседы с малышом, родителями, анализируются симптомы. Врач наблюдет за дошкольником, при подозрении на неврологические заболевания проводятся дополнительные исследования. Нередко диагноз ставит консилиум специалистов.
Методы комплексного лечения
Важен комплексный подход: требуется участие родителей и воспитателей детского сада.
Терапевтическое лечение:
- назначение седативных препаратов, снижающих возбудимость, устраняющих чувство тревожности. Лекарства подбирает врач в индивидуальном порядке;
- не увлекайтесь успокаивающими средствами. Чередуйте синтетические препараты и травяные чаи. Подходят мята, мелисса, чабрец, пустырник, валериана;
- витаминотерапия, пищевые добавки, подходящие по возрасту;
- обеспечение полноценного питания для насыщения организма микроэлементами, витаминами.
Не менее важна психологическая составляющая:
- минимизируйте эмоциональные потрясения;
- предлагайте к просмотру спокойные передачи, мультфильмы без агрессии, ярких вспышек, страшных персонажей;
- откорректируйте режим дня;
- важна доброжелательная обстановка, понимание членов семьи;
- дозируйте интеллектуальные нагрузки, давайте посильные задания;
- обеспечьте достаточную продолжительность сна;
- на занятиях периодически устраивайте перерыв, дайте возможность побегать, размяться, сделать зарядку;
- разучите с психологом специальные игры для коррекции синдрома гипервозбудимости;
- посвящайте деток в жизнь семьи, учитывайте их мнение при планировании некоторых дел;
- искренне интересуйтесь жизнью дошкольника, делайте упор на хорошие качества, которые есть у всех деток;
- подберите увлечение, чтобы дошкольник мог проявить активность, израсходовать «неиссякаемую» энергию.
Найдите хороших специалистов, регулярно посещайте занятия, выполняйте рекомендации врачей. Читайте литературу по проблемам гипервозбудимости, анализируйте поведение дошкольника. Психологу проще общаться с родителями, имеющими хотя бы минимальное представление о заболевании. При понимании проблемы дома проще выполнять упражнения, предложенные врачом.
Отношения в семье
Советы родителям:
- не ссорьтесь в присутствии деток, создайте комфортную обстановку, Старайтесь выработать единый взгляд на воспитание ребёнка;
- уделяйте внимание дошкольнику, другим членам семьи. Не показывайте, что малыш главный, делами подчёркивайте, что все равны (угощение поделите на всех, подарки – маленькие, но всем, а не одному капризуле);
- продумайте совместный досуг. По возможности проводите время на природе, в местах, где можно проявить доброту, испытать положительные эмоции (цирк, зоопарк, выставка экзотических животных, дельфинарий).
Правильный режим дня
Рекомендации:
- обязательный распорядок для всех членов семьи. По возможности соблюдайте его, чтобы непоседливый, необязательный ребёнок понял, что такое семейный ужин в 19.00 или обязательная уборка комнаты каждый четверг;
- не приглашайте часто к себе сразу нескольких родственников: нежелательно, чтобы собралась шумная компания. Ребёнку необходима спокойная обстановка. Повышенное внимание к малышу, которое непременно проявляют бабушки, дедушки, дяди и тёти, заставляет ребёнка больше «работать на публику»;
- ограничьте время, отведённое играм за компьютером. Для легковозбудимых, агрессивных дошкольников достаточно 15 минут за день. Найдите другое интересное занятие, переключите внимание. Ещё лучше: не приучайте гиперактивного малыша к компьютеру с раннего возраста;
- перед сном обязательно гуляйте, проводите спокойные игры. Ванная с чередой, ромашкой или мелиссой поможет успокоиться, обеспечит здоровый сон. На ночь почитайте книжку, расскажите интересную историю спокойной тематики. Придумайте ритуал отхода ко сну. Укладывайте слишком активного дошкольника спать в одно время.
Коррекция поведения: советы психолога
Нельзя:
- физически наказывать, кричать, дергать;
- долго убеждать, нудно объяснять причину наказания;
- давать гиперактивным деткам несколько поручений сразу;
- выполнять абсурдные просьбы, идти на поводу, лишь бы маленький человечек прекратил капризничать;
- сразу же бросаться с предложением помощи, если малыш положил вещь не на место и отказывается её искать;
- разрешать выполнять поручение позже, чем было оговорено ранее;
- позволять капризуле обижать членов семьи, независимо от их возраста;
- показывать, что всё подчинено прихотям гиперактивного ребёнка.
Ни в коем случае не запирайте деток в кладовке, тёмной комнате, не ставьте в угол: вы ещё больше усилите агрессивность, вызовете противодействие. Замкнутое пространство провоцирует нервные потрясения, рождает страх, ещё больше усугубляет ситуацию.
Можно и нужно:
- хвалить даже за незначительные достижения (в меру, конечно);
- придумать вознаграждение за хорошее, спокойное поведение (звёздочки, медальки, жетоны);
- учить отвечать за поступки, показав на конкретном примере, чем обернулся его каприз (сломанная игрушка, расстроенная сестричка и так далее). Важен факт последствий, а не долгие поучения, взывание к совести;
- наказание должно быть понятным: не сделал – не смотришь телевизор, баловался в магазине – сегодня конфет к чаю нет и так далее);
- перед раздачей поручений учитывать возраст, уровень развития, способности, чтобы вы знали: задание выполнимое;
- коротко объяснить, за что наказан на этот раз, отвести в специально отведённое место: пусть посидит в кресле, на скамеечке. Не ставьте ребёнка в угол: вы ещё больше обозлите малыша, который чувствует себя униженным;
- приучать к аккуратности. Помогайте наводить порядок, но не делайте за шестилетнего ребёнка всю работу: пусть сам поставит машинки в «гараж» или рассадит кукол на полочке.
Если сыну или дочери поставили диагноз «гиперактивность», подумайте, как перестроить режим дня, что сделать для создания приятного микроклимата в семье. Запаситесь терпением, купите необходимые препараты, изучите специальные приёмы для общения с легко возбудимым ребёнком.
Не надейтесь, что малыш «перерастёт», и проблема гиперактивности исчезнет. При отсутствии лечения негативные проявления усиливаются, с подростком будет ещё сложнее, чем с дошкольником.
Далее видео. Детский доктор о гиперактивности