Как облегчить период адаптации ребенка в детском саду: консультация для родителей, рекомендации профессионалов

Наступает момент, когда мама собирается на работу, а подросший ребёнок – в детский сад. Не все детки быстро привыкают к новым условиям. Долгий плач, капризы, нежелание рано вставать, тоска за родителями – это лишь часть явлений, сопровождающих первые недели в дошкольном учреждении.

Задача родителей – подготовить малыша к переменам, приложить максимум усилий, чтобы адаптация в детском саду прошла с минимальными проблемами. Изучите практические рекомендации от психологов. Проявите терпение, внимание, и через время малыш будет с удовольствием рассказывать о том, как провёл день.

Почему ребёнок не хочет ходить в сад

адаптация в детском саду

К двум — трём годам встаёт вопрос о посещении дошкольного учреждения. Период сложный, многие родители сталкиваются с упрямством, нежеланием посещать сад. Зреют конфликты, нередко родители и дети доводят друг друга до нервного срыва.

Почему одни детки легко привыкают к новому распорядку, другие громким плачем и капризами терроризируют воспитателя и всю группу на протяжении месяца – двух и более?

Адаптация проходит сложнее, если ребёнок:

  • капризный;
  • замкнутый;
  • слишком стеснительный;
  • упрямец;
  • гиперактивный;
  • «маменькин сынок»;
  • эгоист;
  • драчун;
  • «принцесса»;
  • «центр Вселенной».

Психологи, педагоги и опытные мамочки давно подметили, что спокойные, общительные детки легче привыкают к новым условиям. Такого ребёнка любят воспитатели и друзья в садике, новенький быстро завоёвывает авторитет. Даже в 3–4 годика детки понимают, с кем лучше дружить, а от кого держаться подальше, тянутся к общительным, миролюбивым товарищам.

Тяжело объяснить малышу, около которого постоянно суетятся мама, папа, бабушка, дедушка, другие родственники, что теперь он должен общаться с другими на равных. «Маленькому царю» сложно смириться с таким положением вещей, он начинает бунтовать, обижается на родителей, воспитателей и целый свет.

Вывод: уважайте маленькую личность, уделяйте внимание, но не позволяйте «садиться на голову», командовать вами. Неизбалованный, дружелюбный малыш проще перенесёт переход к новой обстановке.

Кроме характера, способа мышления, воспитанности дошкольника, психологи выделяют другие причины, из-за которых нет желания посещать детский сад. Проанализируйте поведение сына или дочки: возможно, именно эти факторы мешают сделать адаптацию к новому коллективу более лёгкой.

Проблемы:

  • неправильный режим дня: сложно встать в 7 утра, если ребёнок привык спать до 9 часов или дольше;
  • отсутствие чёткого распорядка дня, поздний отход ко сну;
  • неорганизованность, нежелание выполнять просьбы родителей;
  • отсутствие элементарных навыков ухода за собой (медленно, без желания одевается, неправильно держит ложку, иногда мочится в штанишки);
  • избалованность, нежелание подчиняться общепринятым правилам;
  • боязнь потерять родителей. Страх, что «мама его бросит, не заберёт обратно» – один из самых сильных, особенно, у впечатлительных деток;
  • нежелание идти на контакт с новыми людьми. Дошкольник витает в своём мире, придумывает супер-героев, с которыми ему комфортно, стесняется общества. Такие детки тяжело переносят расставание с родными даже на полдня;
  • проблемы с питанием, «переборчивость». Деток раздражает садиковская пища, они хотят изысканных, красиво украшенных блюд, которые предлагали мама/бабушка. Часто плохой аппетит – следствие капризов, сказок за столом, потакания прихотям маленького тирана.

Опасные и недопустимые фразы

Одна из причин – страшные слова, сгоряча сказанные мамой: «Вот будешь баловаться, я отдам тебя за забор к злой тёте – и не заберу». Взрослые давно забыли о нелепой фразе, а ребёнок мог запомнить, что с детским садом лучше не связываться: это плохое место.

Ещё хуже, когда неопытная мама постоянно пугает кроху, что она его «отдаст дяде, оставит, его украдёт собака», если он будет капризничать. С таким настроем первый поход в сад может окончиться грандиозным скандалом, долгой истерикой, психологической травмой для малыша (мама исполнила угрозу, она его отдаёт).

Роль воспитателя

адаптация ребенка в детском саду

Педагог, как и первая учительница в школе, должен вызывать доверие, уважение со стороны деток и родителей. Всем не угодить, но талантливый воспитатель, Человек с Большой буквы всегда найдёт подход к самому капризному малышу.

К сожалению, реалии таковы: не всегда работники дошкольных учреждений любят маленьких подопечных, не полностью выкладываются на работе. Почему так происходит? Причин – более десятка, но результат один: в одну смену малыш утром быстро собирается, «летит на крыльях», ожидает встречи с садиком, в другую смену его не заманишь в группу никакими коврижками. Причина – «эта тётя злая, она нас не любит».

Помните: детки тонко чувствуют фальшь. Иногда ситуация настолько сложная, что приходится искать другое заведение.

Почему малыши не могут привыкнуть к детскому саду

Чаще всего адаптация растягивается на месяцы по следующим причинам:

  • неприятие нового режима;
  • нежелание подчиняться правилам;
  • привычка упрямиться, капризничать;
  • раздражает «невкусная» еда;
  • частые болезни (за период лечения дошкольник отвыкает от садика, каждый раз процесс привыкания начинается заново);
  • обижают детки из группы;
  • мало интересных занятий;
  • нет разнообразия игрушек;
  • скучные мини-уроки;
  • сложно наладить контакт со сверстниками и воспитателем;
  • малыша рано отдали в садик.

Психологи советуют родителям запомнить полезные правила:

адаптация в детском саду консультация для родителей

  • постепенно увеличивайте время пребывания в дошкольном учреждении. В первую неделю-две оставляйте малыша в саду на пару часов, потом до обеда, через время приходите уже после тихого часа, а там и день пролетит незаметно;
  • водите деток в детский сад постоянно, иначе малыш не поймёт, почему сегодня можно остаться дома, а завтра нет. Исключение – период болезни;
  • любимая игрушка поможет дошкольнику заснуть на новом месте. Воспитатели обычно разрешают брать с собой любимую куклу или медведя. Главное, чтобы вещь была не очень дорогой или хрупкой;
  • найдите контакт с воспитателем, расскажите об индивидуальных особенностях сына или дочери. Интересуйтесь делами, успехами дошкольника, регулярно расспрашивайте, как себя ведёт любимое чадо, на что обратить внимание;
  • беседуйте не только с воспитателем, но и с ребёнком. По дороге домой узнайте, как прошёл этот день, каковы его впечатления, успехи и неудачи. Искренняя заинтересованность подарит уверенность, что он важен для мамы и папы;
  • ребёнок ведёт себя гораздо увереннее, если знает, что родители всегда помогут разобраться с трудной ситуацией. Важно найти золотую середину: не считать, что прав только ваш ребёнок, а воспитатель, другие детки «плохие».

Нередко причиной долго привыкания к садику становится позиция родителей, негативно отзывающихся о воспитателях, детском учреждении, качестве пищи и так далее. Родители думают, что малыши не обращают внимания на их разговоры, но дошколята всё «мотают на ус». Не стоит удивляться, что ребёнок не желает идти туда, где «нет ничего хорошего» (как сказала мама).

Консультация для родителей

Большинство деток идёт в сад около трёх лет, иногда, чуть раньше. После двух лет психологи рекомендуют родителям изучить материал для правильной, своевременной подготовки малыша к садику.

Психологи отвечают на наиболее распространённые вопросы родителей, дают практические рекомендации. Одни пункты из списка выполнить проще, для реализации других требуются месяцы. Важнее всего желание родителей, терпение и настойчивость.

Распорядок дня

Рекомендации:

  • выберите дошкольное учреждение, поговорите с заведующей и воспитателем;
  • узнайте расписание занятий, отдыха, часы приёма пищи, продолжительность прогулок;
  • на протяжении 5–6 месяцев постепенно меняйте домашний режим, подстраивайтесь под «садиковский»;
  • постепенно ребёнок привыкнет к расписанию, переход в новую среду будет более комфортным.

Как преодолеть страх

безболезненная адаптация к детскому саду

Рекомендации:

  • никогда не говорите о садике плохие вещи;
  • не вспоминайте негативные истории из детства, связанные с детским садом;
  • расскажите об интересных занятиях, новых друзьях, которые ждут малыша в группе;
  • никогда не пугайте злыми детьми, невкусной едой, наказанием в виде обязательного «тихого часа»;
  • не обсуждайте с близкими и соседками тему садика в негативном ключе: детки всегда оказываются рядом, слышат всё, что от них желают скрыть;
  • объясните ребёнку, что вы расстаётесь всего на полдня, а потом заберёте его.

Подготовка к общению

Рекомендации:

  • чаще гуляйте с малышом во дворе, песочнице, ходите на детскую площадку, посещайте парк. Вдвоё с мамой интересно, но обязательно требуется общение со сверстниками, иначе проблемы обязательно возникнут;
  • не заставляйте стеснительных деток сразу играть с незнакомым мальчиком или девочкой. Через 5 минут после знакомства не просите поделиться машинкой или куклой. Пусть осмотрится, привыкнет к новому обществу. Стойте в сторонке, сидите на скамейке, без надобности не вмешивайтесь в детские игры: пусть ребёнок учится самостоятельности и общению;
  • первое время выбирайте места, где деток не очень много, чтобы сын или дочка привыкли. Затем отправляйтесь для прогулки в более шумные заведения;
  • отличное место для отдыха и общения: детские развлекательные центры с аттракционами, игровыми комнатами, уголками, где можно побарахтаться среди тысячи разноцветных мячиков;
  • обязательно заглядывайте на прогулку в сад, куда планируете отдать дошкольника: знакомое место не будет вызвать негатива, исчезнет страх, сын или дочка проще привыкнет.

Как облегчить утреннее расставание с родителями

Рекомендации:

  • нередко детки, особенно в младшей группе, болезненно переносят ежедневное расставание с мамой или папой. По дороге в сад ребёнок понимает, что мама скоро уйдёт, начинает плакать, капризничать, пытается повернуть обратно;
  • иногда истерика продолжается ещё полчаса после расставания. В других случаях воспитателю удаётся быстро увлечь новенького интересной игрой, разговором. Спустя 10 минут малыш уже спокоен, ситуация налаживается;
  • психологи рекомендуют выработать определённый ритуал прощания, чтобы мама и малыш обменялись только им понятными знаками и словами. Ребёнок отвлечётся, более спокойно перенесёт расставание;
  • некоторым деткам помогает сознание того, что они уже взрослые, ходят в садик, как самостоятельные личности. Пусть малыши целый день гуляют с родителями за ручку, а «я большой, не плачу, когда мама на время уходит». Если родители будут ненавязчиво внушать эту мысль, дочка или сын постепенно поверят в себя, поймут, что уже немного повзрослели. Поощряйте успехи, хвалите за достижения, повышайте самооценку.

Питание

адаптация ребенка в детском саду консультация для родителей

Рекомендации:

  • поинтересуйтесь в детском саду, что дают на завтрак и обед. Готовьте дома максимально похожие блюда;
  • если у ребёнка плохой аппетит, поговорите с воспитателем. Попросите первое время не заставлять съедать всю порцию, чтобы полностью не отбить желание к посещению сада;
  • не ругайте детсадовскую еду, даже если некоторые блюда невкусные, но хорошего качества. Постепенно ребёнок привыкнет к рациону, будет кушать, глядя на других: растущий организм всё равно будет требовать пищи для роста и развития.

Прислушайтесь к рекомендациям психологов, уделите больше внимания растущему ребёнку. Если вы возьмёте на вооружение хотя бы часть советов, дошкольник полюбит новых друзей, период адаптации в садике пройдёт без серьёзных осложнений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *