С ребенком проведена беседа. Советы. Часть 7
Содержание статьи
И снова давайте мы разберем Правильные и опасные фразы при общении с детьми.
Осторожнее! Аккуратнее!!
Опасная фраза: «Осторожнее! Аккуратнее!»
Ее можно заменить на :
- Расскажи, как ты позаботишься о себе?
- Ты знаешь, как резать ножом/где переходить улицу??
- Что поможет тебе быть более аккуратнее в тетради/за столом/на улице? Давай вместе исследуем.
Первая фраза-совет. А советы не работают. Вызывают протест и агрессию, напряжение со стороны собеседника. Ребенок вас не слышит, и ничего не меняется.
Правильные фразы это открытые вопросы, которые помогают исследовать себя, положение своего тела в пространстве и ситуации, соотносить факты со своими умениями.
Задав эти вопросы, вы узнаете много интересного. Вы узнаете, что ребенок уже многое знает и умеет. Он, возможно, уже умеет резать ножом. Научился у дедушки/бабушки или папа научил. Знает, как переходить дорогу, и неоднократно делал это самостоятельно.
Знает, как позаботиться о себе, пусть и не так, как вам хотелось бы.
Это очень хорошая возможность узнать больше о своем ребенке, о чем он думает и подкорректировать эти мысли.
Чем больше вы задаете открытые вопросы, тем больше дети думают, тем больше они интересны сами себе, тем более ответственными и самостоятельными они становятся.
В следующий раз вместо фраз: «Осторожнее! Аккуратнее!» задайте открытые вопросы. Этим вы поможете ребенку сделать большой шаг на пути к взрослению.
Все пройдет. Время лечит
Опасные фразы: «Все пройдет. Время лечит.»
Правильные варианты:
- Что случилось?
- Как я могу тебе помочь/поддержать?
- Поплачь. Это важно.
- Я люблю тебя всегда.
Фразы «Все пройдет. Время лечит.» обесценивают чувства ребенка. Впоследствии таким ребенком легко управлять и манипулировать. Такие дети часто ведомы и подвластны чужому мнению. Особенно активно и охотно ими управляют лидеры со знаком «-«.
Фраза «Что случилось?» позволяет ребенку выговориться, рассказать о боли/горе/гневе. Проговаривание помогает справляться с этими чувствами, лучше понять, что происходит. Это способствует развитию рефлексии, пониманию своего места в мире.
Фраза»Как я могу помочь тебе?» дает понять ребенку, что в мире есть люди, готовые его поддержать. Просить о помощи не стыдно. Можно обращаться за помощью, когда тебе тяжело. Это очень важное умение взрослого человека. Мало кто им владеет. Пусть ваши дети ему научатся.
«Поплачь. Это важно.» Это фразой вы говорите ребенку, что его чувства важны. Чувствам можно верить. Чувства- это наши помощники. Если горько-нужно поплакать. Сейчас, в безопасной обстановке, с мамой. Это помогает ребенку быть самим собой. Это не имеет ничего общего со страхом родителей, что ребенок вырастет плаксой.
Фраза «Я люблю тебя всегда» помогает понять, что , что бы ни случилось, есть люди, которые тебя любят. это чувство дает невероятную основу и опору для дальнейших успехов ребенка.
В следующий раз, когда вы захотите сказать : «Все пройдет. Время лечит», используйте вышеупомянутые правильные варианты фраз. Они способствуют формированию адекватной самооценки. Ребенок будет ценить и видеть себя как самого, так и других людей.
Будешь кричать-доктор укол сделает!!
Опасная фраза:» Будешь кричать-доктор укол сделает!»
Варианты правильных фраз:
- О чем ты кричишь?
- Чего боишься?
- Где у тебя живет страх?
Думаю, вы частенько слышите эту фразу в поликлиниках. Скорее всего дети кричат, потому что чего то боятся либо пытаются сказать, что происходит какая-то несправедливость. И это очень здоровая реакция.
Фраза «Будешь кричать-доктор укол сделает!»- это просто ложь. Такие слова подрывают доверие детей к взрослым. Дети перестают верить своим родителям и взрослым вообще. Такие дети не взрослеют, вырастают инфантильными. А зачем взрослеть, взрослые обманывают.
Из отношений уходят теплота и контакт. Примерно с 9-летнего возраста для такого ребенка родитель перестает быть авторитетом. С такими детьми тяжело в школе, с ними трудно договариваться. Они могут уйти в агрессивное поведение или зависимости.
Вышеупомянутые варианты правильных фраз, это вопросы на исследование, проговаривание своих чувств, понимание, что со мной происходит, установление хорошего констакта с собой. Дети, которые могут говорить о своих чувствах, не устраивают истерики на людях.
В следующий раз, даже когда будет сильное желание сказать «Будешь кричать-доктор укол сделает!», используйте здоровые варианты, исследуйте чувства детей. Ребенок, который находится в контакте с собой и своими чувствами, доверяет своим близким взрослым и спокойно, без дерзости, гнева и крика говорит о том, что его беспокоит.