Задания для детей 6-7 лет на логику и мышление: загадки и развивающие игры на развитие логического мышления для девочек и мальчиков
Содержание статьи
- Зачем детям логические задачи?
- Как легко развивать мышление школьнику при помощи загадок?
- Как же все таки связаны логика и мышление?
- Какие задания нравятся детям?
- Загадки и задачи
- Задача 1. Про лягушек
- Задача 2. Про рыбок и аквариум
- Задача 3. Продолжи ряд изображений
- Задача 4. Карандаши
- Задача 5. На постранственное мышление
- Задача 6. Найди правильное отражение
- Развивающие игры для детей 6 лет на логику в домашних условиях
- Графические
- Речевые
- Настольные
- Логические вопросы и текстовые головоломки
- Компьютерные
- Полезные советы
- Вместо заключения
Зачем детям логические задачи?
Можно задаться вопросом: почему малыши очень любят решать различные головоломки, загадки и логические задачки?
Все очень просто. В первую очередь это очень любопытно и интересно. Второй причиной является то, что, когда ребенок решает какие-либо задачки, он старается решить все правильно. И если добивается верного ответа, тогда у малыша поднимается настрой, а также это помогает развитию умственных способностей. Еще одной причиной для решения задачек на логику является то, что увлекательные загадки расширяют кругозор, увеличивают внимательность и сообразительность ребенка.
Логические задачи также помогают детям систематизировать материал и искать скрытый смысл, более того учат размышлять и подводить итоги.
Как легко развивать мышление школьнику при помощи загадок?
Какой самый быстрый путь развить мышление ребенка? Верно! Мышление ребенку 7-8 лет помогут активировать загадки на логику для детей. А ответы покажут возможный, может быть, неожиданный путь для размышления.
Что тоже очень важно. Зачем ребенку мышление в школе, когда достаточно вроде бы развитого внимания и памяти?
Ан нет. Без мышления он не решит новую задачу. Без мышления он видит каждую как в первый раз, хотя предыдущая была точно такая же, но с другими цифрами и объектами.
Почему ребенок не может применить правила по русскому языку, хотя знает его на зубок? Где была его голова, когда он писал, почему не включилась?
За все это отвечает мышление — умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, критически оценивать. А когда ребенок пойдет в среднюю школу, там начнется геометрия и алгебра, тогда станет совсем грустно.
Поэтому нужно как можно раньше начать отгадывать загадки на логику!
Как же все таки связаны логика и мышление?
Логика, если следовать определениям словарей, это наука о том, как правильно размышлять. А мышление — это то, что изучает логика. Поэтому правильней было бы назвать загадки по логике)
Но это все крючкотворство. Зачем нужны загадки на логику или на мышление? Чтобы разбудить интерес к мыслительной деятельности. Активизировать его.
Пробудить любопытство к жизни. Чтобы было интересно жить, думать, а не опираться на выученные шаблоны и чужое мнение.
Все это дают загадки и в особенности загадки с неожиданными ответами, с подвохом. Потому что если мы удивляемся неожиданному ответу, радуемся мы испытываем положительные эмоции.
И такой путь мышления закрепляется в памяти без особых усилий. Как закрепляется в памяти информация, полученная на эмоциональном подъеме.
Это одно из важных условий запоминания информации на долгое время. Об этом можно почитать по этой ссылке (откроется в новой вкладке).
Ниже вы увидите загадки-задачки и просто загадки. Решая загадки-задачки, ребенок будет учиться делать выводы из суждений, которые изложены в условии, учиться рассуждать. Это чистая логика.
В логическом мышлении нет ничего сложного. А вот в нижеследующих загадках нужно подключать воображение, творчество, поиск ответа. Именно поэтому они сложны и ответы порой бывают самыми неожиданными.
Поэтому приступим.
Какие задания нравятся детям?
Чтобы завоевать и удержать внимание ребенка, задания на логику должны быть интересными, яркими, красочными и разнообразными.
Загадки и задачи
Задания, которые побуждают детей мыслить логически, довольно разнообразны. С помощью упражнений, подходящих для детей 6-7 лет, можно:
- научить детей анализировать и сравнивать предметы, систематизировать их, находить закономерности;
- приучить к работе с рисунками и схемами;
- развивать речь;
- освоить порядковый и количественный счет;
- дать понимание взаимосвязей природных явлений.
Для развития логики полезно много беседовать и обсуждать, создавать что-то своими руками. Значительное место отводится и работе с наглядными пособиями – рисунками, книжками, распечатками, раскрасками, фото, разнообразными игрушками.
В 6 и 7 лет уже можно активно использовать математические задачи. К примеру, считать лапы у животных, фрукты или овощи на столе. Много заданий можно придумать с геометрическими фигурами, например, сортировать их по форме или размеру. Существует также немало упражнений с использованием картинок. К примеру, ребенку предлагают несколько карточек с изображениями предметов, а он должен выбрать, какие из них опасны, съедобны, могут двигаться.
Рассмотрим несколько интересных загадок.
- У Антона большое кислое яблоко, у Ани – большое сладкое. Чем они похожи, а что разное?
- Света и Оля рассматривали картинки в журнале и в книге. Где рассматривала картинки Света, если это не книга?
- У Даши есть 3 пары носков. Сколько всего у нее носков?
- На площадке играли 5 детей. Двое ушли домой, а потом вернулись. Сколько теперь детей на площадке?
- Маша взяла 3 конфеты, а Саша – на 1 больше. Сколько конфет съест Саша?
- По двору ходят утки. Ваня насчитал у них 8 ног. Сколько всего уток?
- В коробке лежит 7 машинок. Сколько мне нужно забрать, чтобы там осталось 3 машинки?
- На дереве висит 6 груш. Дети сорвали по одной, и на дереве осталось 2 груши. Сколько было детей?
- В плитке шоколада есть 6 долек. Сколько раз ее надо разломать, чтобы поделить всю плитку на отдельные дольки?
- Денис принес 3 кубика, а Максим – 4. Сколько кубиков будет в башне, которую вместе построят ребята?
- В кошельке есть деньги, на которые можно купить 2 пачки печенья или 1 коробку конфет. Что стоит дороже?
- На двух полках стоит одинаковое количество книг. С одной забрали 2 книги и поставили на вторую. Сколько книг стало на каждой полке?
- В тарелке лежат 3 апельсина, а в коробке – вдвое больше. Сколько апельсинов находится в коробке?
- Торт разрезали на половины, а потом каждую из них – на 3 части. Сколько кусков получилось?
- Диме 10 лет, Маша на 5 лет младше. Сколько лет Маше?
- Мама испекла к завтраку 12 кексов. Все съели, кроме двух. Сколько осталось?
- На столе лежало 3 яблока. Одно разрезали на половинки. Сколько яблок на столе теперь?
Задача 1. Про лягушек
Условие: Лягушка ЖУ любит сидеть на розовой кувшинке.
Лягушка ИЯ никогда не выбирает ни розовую, ни голубую.
Вопрос: На какой кувшинке должна сидеть каждая из лягушек?
Ответ:
ЖУ — на розовой, ИЯ — на жёлтой, ЖА — на голубой.
Решение:
Сначала выбираем лягушку, о которой точно известно, на какой кувшинке она хотела бы сидеть. ЖУ – на розовой кувшинке.
Так как ИЯ не выбирает ни розовую, ни голубую, поместим её на жёлтую.
ЖА сидит на оставшейся голубой кувшинке.
Задача 2. Про рыбок и аквариум
Догадайся, сколько рыбок нужно запустить в пустой аквариум.
В каждом последующем аквариуме на одну рыбку больше, чем в предыдущем.
Задача 3. Продолжи ряд изображений
Условие: Картинки расставили в определённом порядке (в виде закономерности).
Задание: Подумай, какой элемент ряда будет следующим.
Закономерность состоит в чередовании неживых и живых предметов.
Задача 4. Карандаши
Выбери подходящий карандаш с соблюдением следующих условий: не синий и не жёлтый, не самый длинный и не самый короткий.
Ответ: Зелёный карандаш.
Задача 5. На постранственное мышление
Условие: На столе лежат квадратные салфетки одинакового размера одна на одной так, как на рисунке. Юра играл с канцелярскими кнопками и приколол салфетки к столу.
Вопрос: Салфетка какого цвета не будет приколота кнопкой?
Ответ: Синяя.
Задача 6. Найди правильное отражение
Условие: Девочка стала перед зеркалом.
Задание: Найди зеркало с её отражением.
Ответ: Зеркало №1.
Комментарий: Девочка смотрит вправо, значит, в отражении она смотрит влево.
Зеркало «разворачивает» изображение.
Развивающие игры для детей 6 лет на логику в домашних условиях
Практически любые виды активности дошкольника, будь то лепка, рисование, чтение, общение и т. п., активизируют мыслительные процессы. Именно поэтому развивать логическое мышление можно и нужно в домашних условиях на примере самых простых и привычных ситуаций. К примеру, если дошкольник разбросал игрушки по комнате, попросите его собрать их не просто так, а сложив похожие по группам. Затем предложите малышу объяснить, почему он сделал именно так.
Навык сравнения можно тренировать и по дороге домой из детского сада. Предложите ребенку найти, чем отличаются между собой разные деревья, строения, транспорт и т. д.
Приведем и более сложные развивающие игры на логику для детей 5 лет. Прочитайте малышу сказку, а затем вместе перескажите и подробно разберите ее содержание. Затем попросите ребенка выделить, к примеру, наиболее хитрых героев. При этом обратите внимание дошкольника на то, что не все находчивые персонажи являются добрыми. С помощью подобных задач-вопросов на развитие логики дети 5—6 лет учатся классифицировать предметы и явления по переменным признакам.
Приведем еще один пример. Возьмите три игрушки: тигра, корову и зайца. Разделите их на две группы таким образом, чтобы тигр и заяц оказались вместе, а корова — отдельно. Затем предложите малышу объяснить, по какому принципу созданы группы. Выполняя такие задания, ребенок учится анализировать, классифицировать, обобщать понятия.
Графические
Этот тип развивающих заданий на логику стимулирует мелкую моторику и готовит руку ребенка к письму, поэтому графическим играм в 6-7-летнем возрасте стоит уделить достаточно внимания. К ним относятся все занятия, во время которых ребенок рисует или пишет. К примеру, можно предложить дошкольнику раскрасить картинку, ориентируясь на цифровые обозначения, соответствующие определенному оттенку.
Многим детям нравится писать графические диктанты. Для них используют листы в крупную клетку, взрослый диктует, на сколько клеточек провести линию и в какую сторону, в результате чего возникает какое-то изображение, например, кошки, домика или кораблика.
С помощью подобных диктантов ребенок учится не только проводить ровные линии, но и ориентироваться в пространстве.
Не менее популярны и задания «продолжить узор», «соединить точки», разные прописи и раскраски. Все такие игры активно развивают и логическое мышление, и внимание. Они учат ребенка концентрироваться на задаче, воспитывают усидчивость.
Речевые
Такие игры одновременно с развитием логики стимулируют речевой аппарат. Их использование делает речь ребенка более четкой и чистой, увеличивает словарный запас. Они особенно важны, если ребенку нужны занятия с логопедом из-за каких-либо дефектов речи.
В ходе речевых игр ребенок должен проанализировать информацию, которую услышал, а затем выполнить задание. К примеру, взрослый начнет называть несколько разных слов, а задачей дошкольника будет отыскать между ними различия или что-то общее.
Хорошей речевой игрой является составление рассказа по картинке, ведь он должен быть логичным и последовательным. Эффективны также описания заданных предметов, придумывания ассоциаций, поиск слов, у которых противоположное значение.
Настольные
Эти игры интересны большинству детей. Психологи относят их к самым эффективным для развития мышления и логики, ведь в ходе игры ребенок планирует и размышляет, обдумывает общую стратегию и ходы. Если же привлечь к занятию несколько участников, это будет дополнительно улучшать коммуникативные навыки и учить, как работать в команде.
Ассортимент настольных игр в наши дни довольно большой, поэтому одновременно с освоением таких традиционных вариантов, как нарды, лото или шашки, можно подобрать для ребенка с учетом его интересов и множество других игр. Кроме того, можно использовать и разнообразные подручные материалы, например, спички или счетные палочки.
Логические вопросы и текстовые головоломки
Данные вопросы и головоломки можно загадывать детям по дороге в школу, в поездке, а также можно устроить соревнование на детском торжестве. Если ребенок затрудняется ответить на заданную задачку, можно постепенно делать подсказки, так ребенку будет интереснее.
Задание 1. На ветке сидит птичка. Как отпилить эту веточку так, чтобы не беспокоить птичку?
Ответ: Подождать, пока птичка сама улетит.
Задание 2. Можно ли из капли сделать цаплю?
Ответ: Поменять буквы «к» и «ц».
Задание 3. Поезд мчит на восток со скоростью 80 км/час. В какую сторону летит дым?
Ответ: Когда поезд едет, он не дымит (только если он не загорелся).
Задание 4. Правой или левой рукой правильно мешать сахар в кружке с чаем?
Ответ: Сахар в кружке с чаем правильно мешать ложкой.
Компьютерные
Эта группа игр, пожалуй, наиболее востребована у современных детей. Хотя многие родители и педагоги относятся к таким занятиям настороженно или негативно, но компьютерные игры имеют определенные плюсы, если контролировать их длительность (до 30 минут в день) и контекст (это не должны быть «стрелялки» или «бродилки»). Выполняя квесты, дети учатся мыслить логически, решать интересные задачи, выбирать правильные ответы.
Полезные советы
Стараясь развить у ребенка логическое мышление, занимайтесь регулярно. При планомерном подходе, отсутствии длительных перерывов и подборе соответствующих возрасту заданий успехи будут наиболее выраженными.
При этом тренировки логики не должны быть слишком длинными, иначе они быстро наскучат ребенку. Дошкольник потеряет интерес и перестанет воспринимать новую информацию, что лишь затруднит дальнейшее развитие. Для детей 6-7 лет продолжительность занятий составляет 20-30 минут.
Подбирая подходящую игру, руководствуйтесь интересами и наклонностями дошкольника. Занятие, которое больше будет привлекать его внимание, непременно станет стимулом к размышлениям и отложится в памяти. К примеру, увлеченному автомобилями мальчику можно предложить задания с использованием разных видов транспорта, а интересующимся пони девочкам отлично подойдут раскраски и головоломки с Пинки Пай, Искоркой и другими любимыми персонажами.
Если задание незнакомое и новое, убедитесь, что перед выполнением ребенок правильно понял его суть. Если его размышления зашли в тупик, задайте несколько наводящих вопросов.
Будьте терпеливы и не ругайте, если упражнение оказалось сложным, или ребенок отказывается его выполнять. В такой ситуации лучше отложить занятие ненадолго, вернувшись к нему позже, когда дошкольник будет в хорошем расположении духа.
Помните также о том, что хорошую работу мозга обеспечивают правильно спланированный режим дня и полноценное питание. Не перегружайте ребенка дополнительными занятиями, следите за длительностью ночного сна, ограничивайте время у телевизора или компьютера. Ежедневные прогулки, сбалансированный рацион, достаточный отдых – это крайне важные факторы, способствующие лучшему развитию мышления и других психических процессов.
Вместо заключения
Для того чтобы без трудностей решать логические задания, нужно научиться выделять их единые особенности, отмечать закономерности, извлекать предположения, делать проверку, выстраивать ряды доводов, делать выводы.
Таким образом, развитое логическое мышление не только помогает успешно учиться ребенку в школе, но и способствует правильной ориентировке по жизни, принимать нужные решения и идти в верном направлении. Когда человек пытается найти решение логической задаче, то применяет различные виды закономерных построений, повышая тем самым существующие у него знания.