Правильное физическое и эмоциональное развитие ребенка в 7 месяцев: что должен уметь малыш, полезные советы родителям
Содержание статьи
Подросший малыш активно осваивает окружающий мир, пробует на вкус всё, что попадётся под руку. В 7 месяцев ребёнок хорошо ползает, часто добирается до ценных предметов, которые родители забыли убрать с глаз, исследует каждый уголок комнаты.
Прогресс в развитии младенца поражает. Важно знать, что должен уметь ребёнок в 7 месяцев. Ориентируетесь на определённые показатели, характеризующие степень физического, эмоционального развития, контролируйте состояние нервной системы. Учитывайте индивидуальность ребёнка, при заметных отклонениях советуйтесь с педиатром.
Норма и патология
Возраст 7 месяцев – период открытий, познания мира и ярких эмоций. Улыбающийся малыш, «рассказывающий» что-то на своём языке, забавно ползающий по комнате, вызывает умиление. С ребёнком интересно играть даже родственникам, раньше мало проявлявшим интерес к младенцу.
Задача родителей – не только радоваться успехам, но и подмечать задержки в развитии. Явное отставание от ровесников нельзя объяснять только индивидуальными особенностями. Помните: чем раньше найдены причины проблемы, тем проще провести терапию выявленных заболеваний, подобрать специальные упражнения, развивающие игры.
Физическое развитие
Что умеет малыш в возрасте 7 месяцев:
- передвигается по комнате: родители часто удивляются, как быстро ползает кроха;
- уверенно сидит, пытается сесть без посторонней помощи;
- держится за опору, учится вставать, опираясь на сиденье дивана, кресла или перила кроватки. После удачной попытки может продержаться стоя около минуты-двух, потом садится или становится на четвереньки;
- ножки уже окрепли, малыш уверенно держится за опору, пытается передвинуться вбок, сделать один или два шага;
- для подросших деток нет преград: они спокойно поворачиваются и переворачиваются во всех направлениях, легко сползают с дивана на пол (нередко падают во время этой операции);
- к семи месяцам часто появляется два нижних плюс два верхних резца. Зубки ещё не прорезались? Паниковать не стоит: прорезывание молочных единиц происходит с индивидуальными особенностями.
Эмоциональное развитие
Общение с родителями, развитие речи, изучение окружающего мира – одна из главных особенностей после полугода. Наблюдать за ребёнком, учить разным премудростям – интересно, хотя немного утомительно. Успехи малыша станут наградой за родительский труд и терпение.
Особенности:
- малыш чрезмерно сильно привязан к маме, боится разлуки и капризничает при расставании. Младенец привязывается к человеку, уделяющему ему много внимания. У большинства деток появляется «любимый взрослый», которого ребёнок выделяет среди остальных, активно радуется приходу друга, защитника, компаньона по играм;
- в 7 месяцев подросший человечек хорошо понимает тон произнесённых слов и фраз, различает, когда родители хвалят его, а когда сердятся;
- маленький хитрец отлично знает, как привлечь внимание взрослых. Одни детки улыбаются, гулят, другие чаще хнычут. После полугода возрастает потребность в оценке действий, похвале близких;
- понимает значение слов, хорошо откликается на имя;
- с радостью участвует в потешках. Известные не одно десятилетие «Коза-дереза», «Сорока-белобока», «Ладушки», «Прятки» (закрывает глазки ладошками) отлично подходят для современных малышей. Точный подбор слов, удачное сочетание фраз неизменно вызывают интерес у деток;
- по просьбе родителей показывает названный предмет, выполняет определённое действие: «Дай ручку», «Пей сок» и так далее;
- находит игрушку среди нескольких знакомых предметов;
- на вопрос: «Где мишка?»,– смотрит туда, где на постоянном месте лежит игрушка;
- активно лепечет, громко, хорошо повторяет разные слоги;
- чем чаще мама проговаривает слоги, тем скорее малыш научится правильно произносить слова;
- делает «перекличку»: повторяет слоги, произнесённые мамой. Психологи советуют несколько раз произнести слог, дождаться, пока ребёнок скажет то же, затем повторить ещё, перекликаясь с крохой. Количество «подходов» – 5–6 раз. Простое упражнение активно тренирует речевой аппарат.
Ребёнок достаточно ловко управляется с предметами:
- перекладывает из руки в руку;
- складывает пирамидку, разбирает её, наполняет коробку или ведёрко кубиками, лоскутками, колечками, потом достаёт их обратно;
- маленькие предметы берёт щепоткой, пальчиками, крупные – всей ладошкой;
- интересуется столовыми приборами. Психологи и педиатры считают: 7 месяцев – идеальная пора для приучения к детской ложке и вилке. Купите специальные столовые приборы из нетоксичного пластика, которые не принесут вреда ребёнку. Вилку с тупыми зубчиками предложите только после уверенного обращения с ложкой;
- понимает свойства предметов, двигает их с учётом формы: катает мячик, стучит погремушкой, сжимает резиновые игрушки, толкает машинку;
- открывает крышку коробки или ведёрка, заглядывает в ящики, выдвигает, потом закрывает их, наполняет вещами, достаёт всё на пол;
- занимается с интересной игрушкой до пяти-шести минут. Взрослые участвуют в игре? Детки могут сосредоточиться на одной вещи до десяти минут.
Когда необходимо обратиться к врачу
Внимательно наблюдайте за развитием крохи, ведите дневник, записывайте достижения, особенности поведения. Это занятие не только интересное, но и полезное: врачу будет проще анализировать нарушения, которые иногда проявляются у деток.
Следите, как подросший ребёнок реагирует на раздражители, появление взрослых, достаточен ли уровень физического, эмоционального развития. Вам кажется, что некоторые функции нарушены? Обязательно проконсультируйтесь с опытным педиатром. При выявлении задержек развития врач направит на консультацию к детскому неврологу, назначит массаж, специальную гимнастику для укрепления мышц или речевые упражнения.
Посетите доктора в следующих случаях:
- слабо проявляются эмоции;
- нет выраженной привязанности к членам семьи;
- при расставании с близкими людьми малыш безучастен;
- ребёнок мало гулит, не произносит слоги;
- не повторяет за мамой простые действия (постучать игрушкой по столу, взять в руку, положить кубик в ведёрко);
- нет реакции (не оборачивается, не улыбается), если взрослый зовёт. Возможны проблемы со слухом;
- ребенок не сидит в 7 месяцев, отказывается от помощи (не проявляет интерес), если вы пытаетесь помочь сесть, придерживая его за руку;
- не пытается встать, с трудом опирается на ножки. Поставьте кроху на стол, поддерживайте за ручки. Ножки безвольно висят, малыш не пытается оттолкнуться от поверхности? Потребуется помощь массажиста для разработки слабых мышц.
Не бойтесь посещать специалиста при подозрении на отклонения в развитии. Специалист подскажет, беспочвенны ли ваши переживания или есть необходимость начать соответствующее лечение.
Полезные советы родителям
После полугода ребёнок активно исследует мир, часто добирается туда, где точно не нужны детские ручки. В период активного ползания родители должны продумать меры безопасности.
Иногда детки попадают в неприятные ситуации: травмируются, получают ожоги, глотают посторонние предметы. Задача взрослых – представить себя на месте юного исследователя, предупредить опасные ситуации.
Что делать:
- закройте розетки специальными накладками, проверьте надёжность крепления;
- уберите из зоны досягаемости режущие, колющие предметы, хрупкие вещи, провода, бусины, пуговицы, мелочи, которые легко проглотить, мелкую бытовую технику, электроприборы;
- объясняйте крохе, что существуют слова «нет», нельзя», иначе в годик – полтора будет сложно удержать малыша от опасных шалостей и экспериментов. Проявляйте твёрдость, будьте последовательны в запретах: даже такие маленькие детки понимают интонацию, улавливают смысл многих понятий;
- закройте мягкими накладками углы дверей, мебели, подумайте, обо что ребёнок может удариться;
- уберите из ящиков всё, что не подходит для игр. Малыш всё равно доберётся до содержимого ящика. Если вы закроете шкаф или сервант на ключ, маленький исследователь будет долго капризничать, дёргать замок или ручку, пытаясь узнать, что внутри;
- удовлетворить жажду познания поможет простой приём. Оставьте открытыми несколько ящиков, положите туда вещи, вызывающие неизменный интерес у деток. Чем больше «богатства», тем дольше будет занят ребёнок. Используйте вещи, которые не жалко отдать для исследований: лоскутки, детскую посуду из пластмассы, чистую одежду, игрушки с пищалками, колечки от пирамидки, кубики, крышки, небольшие баночки;
- убирайте стулья и табуретки от окон, не ставьте младенца на подоконник, если окно прикрыто только москитной сеткой. Уберите со стола, комода, тумбы тяжёлые предметы, откажитесь от скатерти, свисающей далеко за пределы стола. Предупреждайте случайные травмы, которые часто происходят по вине родителей.
Займите малыша интересными делами, чтобы у него меньше времени оставалось на опасные приключения, больше общайтесь, гуляйте на улице. Купите развивающие игры, учите вкладывать маленькие предметы внутрь больших. Занимайтесь развитием речи, вместе слушайте сказки, учите потешкам «Ладушки», «Сорока-белобока».
Поддерживайте интерес к окружающему миру, участвуйте в играх, проявляйте искренний интерес к малышу. Вы уже знаете, что в 7 месяцев должен уметь маленький человечек. Детки чувствуют фальшь, отказываются от общения, замыкаются, часто капризничают, если взрослый проявляет равнодушие. Уделяйте внимание, общайтесь, развивайтесь вместе, и ребёнок будет счастлив с такими хорошими, заботливыми родителями.