Наследственное отклонение — дислексия: что это такое? Способы коррекции проблем с чтением, речью, восприятием звуков и букв
Содержание статьи
Дети, страдающие от дислексии, часто испытывают трудности во время учебного процесса. Проблемы с чтением, речью, восприятием звуков и букв осложняют запоминание нового материала, мешают проявлению способностей. При дислексии дети плохо анализируют слова по звучанию, не воспринимают их как единое целое, нередко пишут задом наперёд буквы и цифры.
При выявлении дислексии родителям не стоит опускать руки, записывать ребёнка в категорию «проблемных» учеников. Регулярные занятия с логопедом, психологом, закрепление материала дома частично или полностью исправят положение. Не всегда можно добиться идеальных результатов для развития грамотности, но дети-дислексики нередко становятся успешными в других сферах жизни.
Что такое дислексия
Наследственное заболевание развивается при неполноценном функционировании определённых участков головного мозга. При этой патологии страдает задняя часть левой извилины.
Нарушение фонологического процесса вызывает проблемы с распознаванием, анализом, сочетанием и запоминанием звуков. Нередко дислексия сочетается с другим заболеванием – дисграфией (отмечены проблемы с написанием букв и цифр). Комплексный подход к коррекции обеих патологий при правильном настрое родителей и детей, своевременном распознавании проблем, помощи специалистов даёт положительный результат.
Основные проявления (у пациента отмечены один-два или несколько признаков):
- слабое понимание, неправильное написание букв;
- проблемы с образованием речи;
- снижение слуховой памяти;
- сложность в подборе слов для описания определённого явления (предмета, живого существа);
- слабое запоминание названий объектов, одушевлённых и неодушевлённых предметов;
- нарушения вербальной речи.
Нельзя считать дислексиков ущербными, отсталыми людьми. Идеальный почерк, письмо без ошибок, пересказ длинных текстов, нередко, для многих – недостижимая задача. Но при неполном излечении человек тоже может быть талантливым и, даже, гениальным.
Примеров множество:
- Леонардо да Винчи.
- Альберт Эйнштейн.
- Кира Найтли.
- Том Круз.
- Владимир Маяковский.
- Орландо Блум.
- Шер.
- Мэрилин Монро, другие знаменитые личности.
Дислексия нарушает понимание произносимых текстов, ухудшает процесс счёта и письма, но обостряет органы чувств, способствует проявлению других талантов. Нередко дислексики становятся успешными людьми в сферах, требующих проявления творческого мышления, аналитики, слома стереотипов.
Особенности:
- нестандартное, образное мышление;
- развита любознательность, проявляется яркий ум;
- развитие проницательности, интуиции;
- тяга к творчеству;
- восприятие мыслей как реальности;
- интеллект выше среднего уровня.
Не пытайтесь полностью переделать ребёнка, страдающего дислексией. При правильном подходе к лечению уходят негативные проявления, но сохраняется живость ума, отличная образная память, нестандартное мышление. Задача взрослых – раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал, помочь в самореализации. Попытки «загнать в рамки» губят личность, мешают развитию талантов, ухудшают психоэмоциональное здоровье ребёнка.
Причины развития патологии
Мозговая дисфункция развивается под влиянием некоторых биологических факторов:
- повреждение головного мозга во время внутриутробного развития плода;
- токсические поражения центральной нервной системы в перинатальном периоде;
- грипп, краснуха, корь, перенесённые во время беременности;
- родовые травмы;
- внутричерепные кровоизлияния при сложных, затяжных родах;
- инфекционные заболевания с поражением мозга после рождения;
- тяжёлые хронические патологии у детей раннего возраста;
- как один из симптомов при ДЦП, дизартрии.
Проблемы с чтением и письмом нередко возникают при наличии социально неблагоприятных факторов. Даже здоровый малыш зачастую испытывает трудности на занятиях в садике/школе, если родители не считали умственное, речевое развитие приоритетами в раннем возрасте.
Общие причины дислекции:
- дефицит общения, невнимание к развитию речи;
- отсутствие внимания к воспитанию, развитию малыша;
- использование двух – трёх языков в семье.
Диагностика и признаки
Диагностика заболевания включает несколько мероприятий:
- специальные тесты для выявления проблем с чтением;
- исследование головного мозга.
При подозрении на дислексию обратитесь к специалистам:
- логопеду;
- детскому психологу:
- неврологу.
Большинство родителей не могут вовремя распознать проблемы с восприятием информации, различные расстройства чтения по причине отсутствия знаний в этой области. О развивающемся заболевании говорят многие симптомы. Важно вовремя распознать их, не списывать неудачи во время учебного процесса на невнимательность, гиперактивность или недостаточный уровень подготовки к школе.
Обратите внимание на перечень признаков, свидетельствующих о первичных расстройствах чтения. Вы обнаружили у сына или дочки более пяти симптомов? Как можно скорее обратитесь за врачебной помощью.
Ранние признаки:
- проблемы с изучением алфавита, плохое запоминание таблицы умножения;
- ребёнку сложно выполнить простые указания;
- малыш отказывается рисовать, возникают сложности с проведением простых линий, раскрашиванием фигур;
- никак не удаётся правильно держать ложку;
- заметны проблемы с развитием мелкой моторики;
- выраженные проблемы с речью;
- сложно рассказать, о чём сказка, малыш слабо запоминает стихотворения;
- ребёнок невнимательный, не может сосредоточиться;
- малыш отказывается читать вслух;
- ребёнок изменяет порядок букв при письме, плохо держит ручку.
В дошкольном возрасте добавляются новые признаки:
- плохая речевая память;
- развитие речи проходит с опозданием;
- ребёнку сложно запоминать новые слова и понятия;
- при чтении, письме возникают сложности;
- ребёнок замыкается, не может наладить контакт со сверстниками.
У младших школьников отмечены следующие нарушения:
- движения импульсивные, неловкие;
- новые навыки сложно освоить;
- ученик заменяет одни слова другими, схожими по значению;
- появляется разворот букв и слов, написание справа – налево (е – э, дом – мод);
- возникают проблемы с декодированием многих слов;
- ребёнок путает арифметические знаки, схожие по написанию;
- при дислексии у детей младшего школьного возраста сложно запоминать факты.
При отсутствии коррекции, невнимании к потребностям ребёнка в 4–7 классе проявляются следующие симптомы дислексии:
- закрепляется нежелание читать, пересказывать, писать;
- почерк так и остаётся некрасивым, размашистым либо слишком мелким, неясным;
- ученик плохо ориентируется в выражении лица, слабо понимает язык тела;
- техника чтения низкая;
- речевая память слабая;
- ребёнок не в состоянии спланировать многие повседневные дела;
- неправильное произношение, написание слов;
- сверстники считают ребёнка не развитым, избегают общения, насмехаются;
- учителя нередко не уделяют ученику достаточно внимания, называют нерадивым, несерьёзным, часто предлагают перевести в класс для отстающих детей.
В старших классах проблема не исчезает:
- сохраняется неправильное произношение слов;
- ученик не полностью воспринимает объём информации;
- скорость письма и чтения ниже, чему одноклассников;
- ученик медленно читает, часто допускает ошибки;
- подростку сложно приспособиться к изменениям;
- навыки письма развиты недостаточно для возраста.
Эффективные способы коррекции
Задача родителей – вовремя обратить внимание на первые признаки развития дислексии у детей. Не стоит думать, что со временем проблема исчезнет, малыш подрастёт, догонит других деток. Занятия с логопедом, детским психологом и неврологом – обязательный элемент терапии.
Не всегда удаётся полностью излечить заболевание, но создать оптимальные условия для развития навыков чтения, письма, общения со сверстниками можно. Важно найти профессионалов, владеющих современными методами лечения дислексии у детей разного возраста.
Традиционный способ лечения дислексии – логопедическая коррекционная работа. В процессе терапии врач с подключением родителей исправляет неречевые процессы и патологии речи.
Требуется настойчивость, ежедневный труд не только в кабинете врача, но и дома. По возможности отдайте малыша в логопедический садик с грамотным персоналом.
В зависимости от типа заболевания специалисты предлагают определённый метод коррекции дислексии:
- дисэйдезия (детки не понимают, что слово – это единое целое). Сложная форма заболевания, коррекция проходит с переменным успехом. Иногда помогает мультисенсорная методика;
- дисфонезия (затруднён анализ слов по их звучанию). Основа терапии – фонетические методы. Во время курса лечения детки учатся различать слова;
- диснемкинезия (плохой, неряшливый почерк, написание цифр и букв задом наперёд). Логопеды считают: основная причина нарушения – дезориентация в пространстве. Начало коррекции – пояснение понятий левой и правой стороны, далее проводятся занятия по выработке правописания.
Хорошие результаты дают:
- метод Дейвиса;
- физическое движение;
- психологическая помощь;
- обучение при помощи специальных компьютерных программ, облегчающих распознавание букв, порядка слов в предложении, фонетических конструкций;
- создание комфортного микроклимата в семье и классе;
- точное планирование дня, составление чёткого расписания занятий;
- при тяжёлых формах – народные средства, лекарства для улучшения внимания и памяти;
- раннее выявление первичного расстройства при чтении, пересказе текстов.
Полезные советы родителям
Прислушайтесь к рекомендациям психологов, логопедов и неврологов:
- развивайте речь, больше общайтесь с малышом с раннего возраста;
- первые мини-занятия по чтению в игровой форме начинайте с 3,5–4 лет;
- приучайте малышей к книжкам с малых лет, читайте сказки, показывайте картинки, подчёркивайте, сколько интересных вещей можно узнать благодаря чтению;
- привлекайте деток к изготовлению карточек с буквами;
- читайте малышам короткие рассказы на интересную тему, просите пересказать, задавайте вопросы по тексту;
- не навешивайте на сына или дочку ярлыки, если у деток не всё получается во время уроков чтения;
- поднимайте самооценку, не скупитесь на похвалу при успехах;
- развивайте другие навыки, приобщайте к творчеству, дайте раскрыться талантам, которые наверняка есть в каждом малыше.
Теперь вы знаете, что такое дислексия у детей. При выявлении нарушений не паникуйте: существуют методы коррекции этого заболевания. Настройтесь на регулярные занятия со специалистами, выполняйте рекомендации врачей дома. Самостоятельно справиться с дислексией у детей невозможно: требуется помощь опытного логопеда, психолога и детского невролога.