Интерактивная экскурсия как форма развития
Содержание статьи
К вопросу развития познавательной активности обращались многие исследователи и практики. Но вот пришла и моя очередь углубиться в изучение этой проблемы. А посему вашему вниманию мне бы хотелось представить опыт внедрения в образовательную, воспитательную и развивающую деятельность отдела такую форму развития познавательной активности дошкольников, как интерактивная экскурсия здесь .
Мне кажется уместным начать своё повествование с некоторых теоретических моментов, на которые я опиралась при разработке экскурсионной программы и которые, в принципе, и подтолкнули к выбору именно такой формы, как экскурсия.
- Во-первых. Что есть познавательная активность? Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в увлеченном принятии информации, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении творческого начала. Также важной характеристикой познавательной активности является умение усваивать способы познания и использовать приобретённый опыт в дальнейшем.
- Во-вторых, проблема развития познавательной активности дошкольников — одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
- В-третьих, познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Особая роль в этом принадлежит взрослым (родителям, педагогам и т.д.), которые во время наблюдений, игр и учебных занятий побуждают ребёнка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску; развивают умения спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения; влияют на детскую инициативу, творческую и познавательную активность.
Дело в том, что её успешность напрямую зависит от того, соответствуют ли задания возрастным особенностям ребёнка. Насколько полно учитываются уникальные для этого возраста особенности, настолько гармонично, продуктивно и качественно происходит и развитие познавательной активности.
Особенности программы
Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Во-вторых, психическая деятельность детей обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Третьей особенностью дошкольного периода детства является слабость произвольного внимания. Произвольное внимание дошкольников требует так называемой близкой мотивации. Они не могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата. Однако значительно лучше в младшем подростковом возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. И наконец, в дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит значительно успешней в игре, чем на формальных учебных занятиях. В ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний, способов общения и действия.
Поэтому и наша экскурсия пробрела характер интерактивности. Интерактивная экскурсия – это экскурсионная программа, предполагающая активное включение экскурсантов в мероприятие, взаимодействие всех участников между собой в современном музейном пространстве. А в нашем случае музейное пространство превращается в тотальное игровое пространство. Популярность этой программы наглядно демонстрирует, насколько интерактивные формы проведения экскурсий благоприятствуют развитию познавательной активности ребёнка.