Развивающие занятия для детей дошкольного возраста 5-6 лет: задания для подготовки к школе

Знания, которые должны быть у ребенка 5-6 лет

Развивающие занятия для детей дошкольного возраста 5-6 лет: задания для подготовки к школе

Занимаясь с ребенком дома, взрослые должны осознавать, что умение читать, писать и считать – это совсем не главное в дошкольный период.

Если у малыша будут хорошо развиты основные психические функции, такие, как память, мышление, внимание, восприятие и воображение, а также речь и мелкая моторика руки, то первокласснику будет довольно просто усвоить программный материал в школе. А вот развитие интеллекта у крохи в дошкольном возрасте проходит намного эффективнее.

Математика:

  • прямой и обратный счет в пределах 10;
  • состав чисел в пределах 10;
  • зрительный образ цифр и их написание;
  • математические действия в пределах первого десятка – сложение и вычитание, знание знаков, которыми они обозначаются – «+», «-»;
  • сравнение множеств – больше, меньше, равно; знаки – «>», «<», «=»;
  • понимание и точный, верный ответ на вопрос: сколько? Который? Какой по счету?
  • Умение составить и решить задачу в одно действие – сложение и вычитание;
  • ориентирование в пространстве: вверх, вниз, вперед, назад, перед, после, справа, слева; знать понятия «ниже-выше», «длиннее-короче», «дальше-ближе»;
  • знание основных геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция, ромб; и геометрических тел: куб, шар, цилиндр, пирамида;
  • умение определять форму различных тел – круглая, квадратная, прямоугольная, треугольная;
  • деление круга и квадрата на 2 и 4 одинаковые части;
  • умение решать несложные головоломки.

Логическое мышление:

  • классификация предметов по какому-либо признаку;
  • составление рассказов по предложенной иллюстрации или продолжение рассказа по заданному началу;
  • умение находить предмет, который к данной группе не относится, лишний;
  • установление закономерностей и продолжение ряда.

Развитие речи:

  • малыш должен знать свои фамилию, имя, отчество, возраст, город проживания, адрес и телефон, имена родителей и бабушек-дедушек, место работы родителей, профессию;
  • качество связной речи практически такое же, как и у взрослых;
  • четко проговаривать все звуки речи; речь должная быть связной, выразительной;
  • уметь пользоваться предлогами, изменять слова по числам, падежам;
  • эмоционально окрашивать свою речь с помощью интонации;
  • различать и уметь пользоваться побудительными и повествовательными предложениями, вопросительными и восклицательными;
  • задавать вопросы, рассуждать и спорить;
  • участвовать в диалоге, вести монолог;
  • знать наизусть стихотворения, рассказывать их выразительно; пересказывать большие произведения.
  • Если ребенок еще не знаком с буквами, не умеет читать, то сейчас самое время начать это делать

Знания об окружающем мире:

  • знать названия и классифицировать все окружающие его объекты: мебель, одежда, обувь, посуда, домашняя бытовая техника, дикие и домашние животные, растения, фрукты, овощи и ягоды, знать названия сказок, которые любит и имена сказочных персонажей, названия любимых мультфильмов;
  • знать месяца по порядку, по временам года, называть текущий месяц, дни недели.

Навыки самообслуживания:

  • правила этикета;
  • пользоваться телефоном;
  • без напоминаний умываться, чистить зубы, мыть руки с мылом после туалета и прогулки, полоскать рот после еды;
  • уметь вставить нитку в иголку, учиться пришивать пуговицу;
  • пользоваться пуговицами, шнурками и кнопками;
  • следить за своим внешним видом, ногтями, одеждой, прической;
  • знать основные правила дорожного движения.

Развитие памяти:

  • запоминать 5-6 зрительных образа;
  • 4-5 слов, не взаимосвязанных между собой;
  • повторять 5-6 действий, которые были показаны взрослым.


Что нужно учитывать при организации занятий

Обучение должно быть организовано по всем видам деятельности детей. Они должны совершенствовать навыки лепки,   конструирования,  рисования.  Но в 5-6 лет  начинается постепенный переход  к стилю обучения, когда детей надо научить выполнять требуемые задания. Дети все еще чувствуют потребности в игровой деятельности. На основании этого процесс обучения хотя и становится  целенаправленнее, но включает в себя и элементы игры.

Интеллект   ребенка  определен  такими познавательными процессами, как внимание, воображение, восприятие и память.

Вниманию  детей 5-6 лет   характеризует непроизвольность; Малыш еще не в состоянии руководить своими эмоциями, концентрировать и направлять  внимание на важные вещи. В силу этого может оказаться под внешними впечатлениями. Данные впечатления выражаются в том, что ребенок  быстро  отвлекается, он не  может  сосредоточить внимание на каком-то одном предмете или действии, а деятельность должен часто менять. Руководство со стороны взрослых   направляется на то, чтобы постепенно   повышать уровень концентрации внимания. Ребенок при таком отношении будет   развивать ответственность за результаты своих действий.

Надо учить ребенка пересказывать прочитанное

Данная направленность действий  предполагает то, что ребенком будут добросовестно и тщательно выполняться   любые задания, причем независимо от того   интересно оно или нет.

Организация детского досуга дома

Правильная организация досуга ребенка обеспечивает его гармоничное развитие. Познают мир дети лучше всего в игре. Так ребенок учится, развивается и получает массу эмоций.

Организация досуга дома отличается от того, чем вы можете занять ребенка на улице. Домашние игры должны быть более спокойными, направленными на развитие счета и чтения, логики и мышления, памяти и внимания, обеспечивать максимальный познавательный эффект (различение цветов, времен года, обучение правилам дорожного движения, умение ориентироваться на улице, правила поведения, когда ребенок один дома, знать свои имя, фамилию, адрес и т.д.).

В первую очередь, ребенку должно быть интересно и не утомительно. Поэтому все занятия с детьми дошкольного возраста не должны превышать 30-35 минут.

Очень полезно участие взрослых, но при одном условии. Дети приглашают сами взрослых или соглашаются на их участие в игре добровольно. Дома очень увлекательно для детей организовать всевозможные праздники (День рождения, Новый Год), можно придумать название «своего» праздника, на который пригласить друзей ребенка, организовать командные соревнования, можно добавить изучение иностранного языка с помощью кубиков.

С пяти лет ваш малыш уже старший дошкольник. Поэтому уже можно начинать учить его обращаться с ручкой, предлагать рисовать в тетради небольшие фигуры, раскрашивать картинки, стараясь не выходить за линии. Все это помогает не только скрасить досуг ребенка, но и готовит руку к письму.

Иногда возникает необходимость, чтобы ребенок какое-то время поиграл сам, чтобы взрослые успели закончить свои дела. Можно предложить несколько занятий, способных увлечь малыша до полутора часов: пластилин, песок, просмотр мультфильмов.

Целевая направленность занятий

Занятия, которые направлены на развитие детей пяти-шести лет отличаются огромным разнообразием. Занятия такого типа позволят постепенно,   перевести игровые формы в обучающие. Такой переход для детей осуществляется без напряжения и без проблем.

Задания представлены в виде разгадывания загадок,  раскрашивания картинок.  Затем ребенком осваиваются прописи.  Дети в 5-6 лет любят выполнять логические задания.

В программе обучения детей, которая использует развивающие формы, занятия должны реализовывать следующие цели:

  • развивать познавательный интерес;
  • совершенствовать творческие, физические и интеллектуальные способности;
  • задания должны способствовать положительному отношению к будущему  школьному обучению.

Тренировка памяти
Игра на тренировку памяти

В программе для  указанной  возрастной группы  должны быть задания:

  • по основам родной речи, которые закладывают фундаментальную  базу при обучении чтению,  русскому языку,  развивают речь  детей.
  • математического  направления – начала арифметики и геометрии, задания, направленные на развитие внимания, укрепления памяти и логического мышления.
  •  по формированию интереса   к природе, умению чутко к ней относиться, а так же первые знания по   экологии.
  • по исследованию физической составляющей простейших бытовых  явлений и астрономических знаний.

Конструктор - развивающая игра
Дети 5-6 лет очень любят играть с конструкторами

Детей этого возраста интересуют занятия по изобразительному искусству, им нравится конструировать, изготовлять какие-нибудь изделия.

В пять-шесть лет детей можно занимать различными делами   до двух часов – они не устанут. Причем   концентрация внимания в течение этого времени не снижается.   Детей можно привлекать к занятиям в течение этого времени. Только задания нужно менять и делать небольшие перерывчики.

Какие формы занятий наиболее подходящие

Использование для развивающего обучения игрушки и различные игры. Большим  преимуществом является то, что дети играют и обучаются одновременно на совершенно добровольной основе. Они  заинтересованы в результатах, не переутомляются.  Так развитие логики прекрасно прогрессирует на играх Никитина.

Настольные игры постепенно обучают математике,    правилам движения, буквам и чтению. В процессе игры у детей формируется усидчивость, терпение и навыки достойного поведения.

Творчество детей 5-6 лет
Художественное творчество – великолепный способ развития способностей

Творчество в этом возрасте лучше всего проявляется в конструировании и выполнении поделок. Причем задания должны постепенно усложняться, включая элементы самостоятельного моделирования. Ребенок учится созиданию. Он учится мыслить и размышлять логически, развивает мелкую моторику.

Развивающее обучение в 5-6 лет лучше всего осуществляется через игровую деятельность. Ребенок должен в процессе развития подготовиться  к традиционной школьной системе обучения.

Занятия в детском саду

В дошкольных учреждениях педагоги организуют развивающие занятия, учитывая федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

Пять образовательных областей составляют основную структуру в организации развивающих занятий для детей 6 лет.

Образовательная область Занятия
Социально-коммуникативное развитие Труд,

основы безопасности жизни,

социальный мир

Познавательноеразвитие Окружающий мир,

математика,

конструирование

Речевое развитие Обучение грамоте,

развитие речи,

чтение художественной литературы

Художественно-эстетическое развитие Музыка,

рисование,

лепка,

аппликация

Физическое развитие Физкультура на улице и в спортивном зале

Воспитательный и образовательный процессы неразрывно связаны между собой. Все занятия в детском саду имеют развивающую направленность, так как способствуют активизации всех психических процессов, развивают моторику и речь.

Занятия дома

Существует немало интересных заданий, которые можно выполнять с ребенком дома. Все они направлены на активизацию внимания, памяти, мышления и других психических процессов, развитие речи и логического мышления.

Умный ребенок

Математика

  1. Числовой ряд. Необходимы карточки с цифрами от 0 до 10. Взрослый загадывает два числа и выкладывает перед малышом карточки с соответствующими цифрами (например, 2 и 8). Задача ребенка – выложить карточки с числами, которые находятся между ними (в нашем примере ребенок должен выложить между этими цифрами 3, 4, 5, 6, 7).
  2. Раскраски, в которых сначала надо нарисовать рисунок, соединяя цифры по возрастанию;
  3. Раскраски по номерам;
  4. Домики;
  5. Прописи с цифрами;
  6. Выкладывание цифр из счетных палочек.
  7. Задания на сложение и вычитание. Используйте наглядные примеры для обучения. Малышу будет намного интереснее посчитать, сколько конфет в вазе было и сколько станет, если съесть, к примеру, 5 конфет, или добавить к ним еще 3. Или посчитать, сколько яблок было и сколько будет, если его угостят еще одним. А что дошкольнику интересно, то он усвоит гораздо быстрее. Для примера можно использовать и красочные иллюстрации.
  8. Сравнение множеств;
  9. Геометрические фигуры;
  10. Очень интересным для ребенка будет решение геометрических примеров.
  11. Выучить с ребенком основные геометрические тела помогут простые пластмассовые кубики. Они также могут помочь в определении того, какой формой предмет – круглой, овальной и т.д. Постройте с малышом домик, называя геометрические тела – куб и пирамиду, для постройки башни возьмите цилиндр и пирамиду. А теперь попросите кроху построить что-нибудь самостоятельно. Пусть он называет, какие геометрические тела он использует.
  12. Используйте задачки в стихах. Они намного занимательнее для дошкольника и воспринимаются им намного легче.
  13. Детям очень понравятся различные математические презентации или флеш-игры на компьютере или планшете. Ими можно с успехом пользоваться в ваших домашних уроках математики.

Логическое мышление

Для развития логики у детей можно приобрести интересные дидактические игры (это могут быть паззлы «раздели на группы, лото, домино и др.) и готовые тетради с разнообразными красочными иллюстрациями.

Если есть возможность распечатать их на принтере, то вы сможете сделать отличные развивающие пособия своими руками, найдя такие карточки в интернете. В этом случае вам будет легче подобрать материал для домашних уроков по предпочтениям вашего малыша.

Для развития логики очень полезен различный конструктор. В магазинах его можно приобрести как для девочек, так и для мальчиков.

Еще больше дошкольнику понравится работа с наглядным материалом. Так, к примеру, в корзинку можно положить 4-5 фруктов и один овощ и попросить кроху найти лишнее.


Можно предложить ребенку среди фигурок животных найти лишнее (по принципу дикие-домашние), среди игрушечной мебели найти лишнее (например, игрушечный пылесос – бытовая техника).

Для того чтобы кроха учился классифицировать, можно поиграть с яркими пластмассовыми кубиками. Их можно разделить на группы по нескольким признакам (цвет, форма, размер). Попросите малыша рассказать вам, как он это сделал. Таким же образом можно использовать практически все, что есть у вас дома.

При обучении ребенка составлять рассказ по картинкам добивайтесь связной речи и полных предложений.

Для начала можно помочь маленькому ученику, задавая наводящие вопросы. Когда ребенок поймет, как это делать, можно уже просить его составить рассказ самостоятельно или закончить начатую вами историю. Попробуйте поменять местами картинки.

Прежде чем начинать рассказ, малыш должен догадаться, что порядок карточек не верный.

Воспользуйтесь вашей фантазией, и занятие превратится для крохи в увлекательную игру.

  • Найди лишний предмет
  • Раздели на группы
  • Составление рассказов по картинкам
  • Установление закономерностей

Внимание

Развитие у ребенка внимания − актуальная тема для многих родителей, так как способность концентрировать внимание поможет дошкольнику в процессе обучения, и даст возможность избежать многих неприятностей в повседневной жизни.

«Найди тропинку»

Нарисуйте 10 переплетенных линий разной длины. В конце и в начале каждой из них нарисуйте любые предметы, например: мышку и сыр, гусеницу и бабочку. Попросите ребенка проследить за каждой линией и назвать объект в начале и в конце линии. Сначала можно нарисовать линии разными цветами и предложить вести по линии пальчиком или карандашом. Затем нарисуйте предметы, не связанные между собой, или любые числа и попросите не использовать карандаш или палец.

«Найди отличия»

Известное всем с детства занимательное задание  превосходно развивает внимание. Чем старше ребенок, тем больше различий между объектами и картинками ему необходимо найти, тем меньше времени для выполнения задания ему дается.

Занятие в старшей группе детского сада

Знания об окружающем мире

Занятия окружающим миром можно проводить практически везде: дома, в магазине, на прогулке, в очереди в поликлинике.

Находясь в магазине, попросите малыша назвать знакомые ему овощи, фрукты, ягоды. Покажите те, которых он еще не знает. На прогулке можно вспомнить встречающиеся виды транспорта, рассмотреть различные деревья и их листья, кусты, цветы, траву.

Обязательно разговаривайте о том, какое сейчас время года, ищите его признаки в природе, вспомните названия месяцев этого времени года, какой месяц сейчас, какое время года было перед ним и будет после, изменения в природе, которые они с собой принесут и название месяцев.

Поговорите о птицах, расскажите о перелетных и зимующих видах, о тех, которые живут в лесу и в городе. Вспомните диких и домашних животных, насекомых.

Находясь в очереди в каком-либо учреждении, можно рассказать ребенку о различных профессиях людей, которые там работают.

Заходя в магазины одежды и обуви, попросите ребенка вспомнить, что из этого он знает и может назвать.

В магазине бытовой техники можно познакомить ребенка с той, которой нет у вас дома и объяснить, для чего она нужна.

Знакомьте ребенка с новой информацией и вспоминайте то, что он знает повсюду. Все это — отличный способ познакомить кроху с окружающим миром на примерах из жизни, а знания, полученные таким образом, усваиваются намного эффективнее.

Также в знакомстве с окружающим миром отлично помогут различные дидактические игры, карточки, лото, домино.


Развитие речи

Тематикой речевых занятий для детей 6 лет может быть любой объект из окружения дошкольника. Эти задания способствуют развитию образного мышления и обогащает речь и словарный запас будущего школьника.

«Опиши предмет»

Взрослый называет предмет, а дошкольнику нужно подобрать как можно больше качеств и характеристик для объекта: описать форму, цвет, вес, вкус, запах, размер и другие характеристики. Например, яблоко – большое, ароматное, кисло-сладкое, тяжелое, круглое, сочное, спелое и т. д.

Взрослый может описывать предмет, а ребенок, наоборот, угадывает его по описанию, конкретизировав классификацию.

«Слова наоборот»

Взрослый называет слово, а ребенок предлагает противоположное: тяжелый — легкий, твердый — мягкий. Эту игру можно разнообразить тем, что ведущий называет не качество предметов, а объекты, обладающие такими качествами: вместо горячий — солнце, вместо большой-океан. Дошкольник предлагает свои слова-противоположности: снег, муравей.

Не стоит забывать, что все хорошо в меру. Перегрузки могут отразиться на здоровье ребенка − появятся усталость, головные боли, плохой сон, снижение иммунитета.

Дидактическая игра для детей 6 лет

Изучение иностранного языка

В дошкольном возрасте закладывается языковая система. Ребенок учится ориентироваться в системе знаков и понятий. Для этого у него созревают психические функции. Дошкольное детство — благоприятный период для освоения иностранного языка.

Изучать новый язык стоит в игровой форме, не навязывая занятия. Полезно включать на уроках мультфильмы на иностранном языке, аудиозаписи диалогов, показывать картинки со словами. Изучение языка объединяют с творческими занятиями и физической деятельностью (например, игрой с мячом).

Дидактические игры

Разнообразие развивающих дидактических игр может помочь родителям провести процесс обучения 6-летнего ребенка в увлекательной и нескучной форме. Обычно это различные тематические карточки, лото или домино. Не стоит покупать много пособий, а лучше выбрать 2–3 игры, которые по-настоящему будут полезны и заинтересуют дошкольника.

Названия животных на английском языке

Подготовка к школе

В рамках подготовки к школе:

  • детей учат планировать деятельность и достигать результатов;
  • проводят работу на повышение самооценки;
  • развивают произвольность психических процессов;
  • готовят руки к письму;
  • изучают алфавит и счет.

Занятия включают в игровые ситуации. Нельзя усаживать дошкольника заниматься за партой в течение 45 минут, как на школьном уроке. Оптимальная продолжительность занятия — 15-20 минут со сменой деятельности.

Важно

Основной ведущей деятельностью дошкольника является игра. Об этом не следует забывать взрослым, которые хотят заниматься с детьми. Именно играя, малыши наиболее полно усваивают новые знания, причем это происходит добровольно. Во время игры у ребят велика заинтересованность в результате, они не устают даже от большого объема информации. Используйте в своей деятельности различные игры и игрушки. Учитывайте при этом предпочтения вашего малыша.

Во время игровой деятельности у ребят формируется усидчивость, внимательность, развивается память, расширяется словарный запас.

А также малыш учится мыслить, выстраивать логические цепочки, развивает мелкую моторику.

Процесс обучения должен быть организован по всем направлениям. Учите кроху четко выполнять поставленную перед ним задачу. Во время занятий обязательна смена вида деятельности и небольшой перерыв для отдыха. Повторять изученный материал необходимо постоянно, до тех пор, пока малыш все хорошо не запомнит.

Такие занятия помогут вам подготовить свое чадо к обучению в школе.