Подготовка. Как подготовить ребёнка к школе в домашних условиях
Содержание статьи
- Как подготовить ребёнка к школе в домашних условиях
- Подготовка ребёнка к школе в домашних условиях
- Как правильно организовать домашние занятия
- Как правильно научить ребенка читать
- Нужно ли заучивать сразу весь алфавит?
- Как запомнить буквы
- Как познакомить малыша с цифрами и основными математическими отношениями
- Учим цифры
- Учим знаки "больше", "меньше", "равно"
- Как развить креативность, внимательность, самоорганизацию
- Развитие креативности
- Работа со стихами
- Развитие воображения в процессе рисования
Как подготовить ребёнка к школе в домашних условиях
Существует несколько вариантов подготовки ребёнка к школе. Почти все они, а так же их плюсы и минусы подробно рассмотрены в статье «Как подготовить ребёнка к школе». Но там не был рассмотрен ещё один вариант, а именно, как подготовить ребёнка к школе в домашних условиях, поскольку его нельзя описать парой абзацев. И здесь нужен ещё и подробный план занятий, исходя из требований к будущему первокласснику.
В предлагаемой вашему вниманию статье учитель начальных классов первой категории Лобова Кристина Станиславовна предлагает родителям будущих первоклассников свою методику подготовки ребёнка к школе в домашних условиях, когда у ребёнка или его родителей нет возможности или желания посещать специальные занятия.
Здравствуйте, уважаемые родители будущих первоклассников! В этой статье я открою Вам секреты подготовки малыша к школе. Вы получите ответы на самые популярные вопросы:
- как правильно организовать домашние занятия?
- как научить ребенка читать?
- как познакомить малыша с цифрами и основными математическими отношениями?
- как развить креативность, внимательность, самоорганизацию?
Подготовка ребёнка к школе в домашних условиях
«Научиться можно только тому, что любишь»
И.В. Гете
Исходя из этого утверждения, сразу становится понятно, что прежде, чем чему-то учить, нужно разобраться в особенностях предлагаемого занимательного материала. Важно понимать, что от того, насколько увлекательны будут ваши занятия с малышом, напрямую будет зависеть его любознательность, стремление к получению знаний.
Как правильно организовать домашние занятия
Есть несколько правил, которым нужно следовать при организации домашних занятий:
- Постарайтесь первое время не произносить слов «давай учиться», «открывай книгу». (Многие дети изначально негативно относятся к самому процессу обучения, и это, чаще всего, связано с особенностями занятий в детских садах. Часто детей перегружают, не учитывая их возрастные особенности, происходит переутомление, и, как следствие, отторжение знаний).
- Занятие рекомендуется проводить в активной/творческой форме (экскурсия, поход, литературный вечер, театральное представление, мастерская).
- Продолжительность занятия не должна превышать 30 минут (в некоторых случаях возможны даже перерывы).
- Сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности у дошкольников. Помните об этом. Придумывайте совместно с ребенком различные ситуации: пусть он на время станет волшебником, доброй феей, учителем, в конце концов, доктором. Через вхождение в различные социальные роли малыш усвоит не писаные правила.
Как правильно научить ребенка читать
Нужно ли заучивать сразу весь алфавит?
Если вы решили начать учить ребенка читать, то, несомненно, нужно начать с заучивания некоторых букв. В школе начинают с гласных А, О, У, Ы, Э, Я, Ё, Ю, И, Е. Возникает вопрос почему? Дело в том, что гласный звук – является слогообразующим, другими словами, поставив рядом две гласные буквы, получим маленькое слово. Например «АУ», «УА», а также слово, есть даже слово, состоящее из одной буквы — «Я». Далее, постепенно можете учить другие буквы. Например, выучив буквы «П», «М», «Б», «Д» — сможете составить слова «ПАПА», «МАМА», «ДЕДА», «БАБА».
Многие родители заучивают с детьми название букв «вэ», «гэ», «эм/мэ», «фэ/эф» и допускают тем самым большую ошибку. В голове ребенка происходит путаница, и, видя набор букв «МАМА», он его может прочитать «эм-а-эм-а» или «мэ-а-мэ-а».
Мой совет: учите не названия, а звуки, которые буква обозначает. Звуки очень кратки: не «тэ», а просто «т» без последующего «э», не «ка», а «к», без последующего «а». В этом случае ребенок будет воспроизводить при чтении не название буквы, а звук, который она обозначает. Сложности в обучении чтению сведутся к минимуму.
Как запомнить буквы
Какой же большой алфавит! И важно понимать, что знакомство с ним – дело ни одного дня и даже ни одного месяца. Наберитесь терпения. Пришло время для игр. Отправьтесь с малышом в сказочную страну, в которой живет 33 веселых человечка. Они все очень дружные, любят играть вместе, придумывать новые слова. Познакомив ребенка с новой буквой, полезно будет сделать следующие шаги:
- Выяснить, на что похожа буква? Например, буква А похожа на Эйфелеву башню (сразу подготовьте картинки или презентацию на компьютере с данным сооружением), на треугольник, на кончик карандаша. Спрашивайте у ребенка, фантазируйте вместе – это забавно и интересно.
- Из каких элементов состоит буква? Буква А состоит из 3 палочек, две наклонены друг к другу и держат третью.
- Выложите букву из подручных предметов: счетных палочек, камушков, травинок (если вы на природе), ракушек, цветных карандашей.
- Изобразите букву. Подскажу вам одну замечательную технологию «Рисование песком». В домашних условиях песок можете заменить манной крупой. Чтобы изготовить творческую тетрадь вам понадобится: а) один лист цветного картона контрастного, по сравнению с манкой, цвета; б) клей; в) ножницы; г) коробка из-под конфет; д) манная крупа.
Технология изготовления:
Возьмите крышку коробки из-под конфет, желательно прямоугольной форы, на дно наклейте цветной картон и засыпьте дно крупой (манная крупа – самый подходящий вариант, так как ребенку будет к ней приятно прикасаться).
Малыш пальчиками будет изображать элементы букв, с легкостью их корректируя.
Далее возможно перейти к тетради, а еще лучше, к альбомному листу. Рисуйте большие и маленькие буквы, пока не начнет получаться идеально.
- Понюхайте букву. Интересно? Вспомните продукт, который начинается на букву А. Арбуз, абрикос, ананас. Задействуйте всевозможные рецепторы, чтобы информация отложилась надолго.
- Прятки с буквами. О, это очень веселая игра! У нее есть два варианта. И один и другой полезен для заучивания буквы.
Вариант 1. Находим букву в тексте. Подготовьте детское стихотворение и попросите отыскать выученную букву. Не забывайте о том, что шрифт должен быть достаточно крупным. Договоритесь о том, что если ребенок будет правильно обнаруживать сказочного человечка, то вы будите ему хлопать. Ну, а если нет, то поможете. Не без этого, конечно.
Вариант 2. Узнавать букву на слух. Три разных задания: буква в начале слова (Аист), в конце (дорогА), в середине (мАрт).
Во время обучения чтению знакомьте ребенка с яркими интересными детскими книгами. Можно ввести традицию «Сказка на ночь». Это поможет ребенку понять, насколько удивителен и интересен мир книг и как хорошо уметь читать самому!
Как познакомить малыша с цифрами и основными математическими отношениями
Учим цифры
Полностью ознакомившись со страной букв, можно предложить ребенку дальнейшее путешествие в страну математики. Если в предыдущей стране всего 33 жителя, то в этой — жителей всего 10. Люди специально придумали особые знаки (цифры), их знает каждый. Цифрами мы обозначаем количество предметов на письме. Пригласите ребенка к ним в гости! Методика обучения может быть схожей с буквами. Подсчетами можно заниматься где угодно!
Можно считать буквы в слове, ступеньки, количество гостей, количество яблок в пакете, количество ног у человека/кошки/собаки/…
Чтобы познать математику, нужно сформировать представление о понятиях «больше», «меньше», «равно». Здесь на первоначальных этапах полезна работа с картинками.
Задайте ребенку образец рассуждения: Кубиков 6, мотоциклов 5, значит кубиков больше, чем мотоциклов (или мотоциклов меньше, чем кубиков). Уток 3, груши тоже 3. Значит количество груш и уток одинаковое (или груш столько же, сколько и уток). Есть много пособий с иллюстрациями и заданиями на тему сравнения больше-меньше, например в задании ниже нужно поставить знаки > (больше) или < (меньше):
Учим знаки «больше», «меньше», «равно»
Далее стоит выучить знаки <, =, >. Со знаком равно у детей проблем не возникает: если количество предметов такое же, то ставим знак равно (=).
Как же выучить знаки больше и меньше? Как научиться правильно их ставить?
Внимательно посмотрите на знак <. Обычно, он напоминает детям птичий клювик. Так вот, то число, которое больше, ему клювик и дорисовываем. Оно будет клевать то число, которое меньше. Например: 6 больше чем 5. Рисуем числу 6 клювик (6 >).
Но как же ребенок узнает, какое число больше, а какое меньше?
Здесь нам понадобится числовая лента. Напишите на ней числа от 0 до 10 (можете воспользоваться линейкой). Чем дальше число находится от нуля, тем оно больше. И тут же проверьте это на примере. Положите перед ребенком 2 кубика и 5 кубиков. Пусть посчитает, где больше, а дальше соотнесет полученные данные с числовой лентой и убедится. Число 2 находится ближе к нулю, а число 5 дальше, значит 5 больше чем 2 (пусть первое время говорит 5 клюет 2). Практикуйтесь в написании полученных данных.
Если вы решили поужинать семьей (допустим, у Вас в семье 4 человека), то поставьте на стол 3 тарелки, вместо 4. Когда все соберутся за столом, конечно же, кому-то не хватит (в педагогике это называется «проблемная ситуация). Ребенок тут же отметит, что тарелок меньше чем людей. Здесь полезно спросить: «Сколько тарелок нужно поставить, чтобы хватило всем?», и ввести понятие «на…больше и на…меньше». В данной ситуации тарелок на 1 меньше, чем людей (поэтому одному человеку не хватило), а людей за столом на 1-го больше чем тарелок. Усвоение данной зависимости между предметами необходимо для решения задач в начальной школе.
Как развить креативность, внимательность, самоорганизацию
Развитие креативности
Креативность – это способность к творчеству. Изначально, конечно, никто не говорит о способностях. В детские годы родителям и педагогам дополнительного образования стоит уделить внимание обнаружению задатков и их развитию. Задатки есть у каждого, будьте уверены. Только чтобы они переросли в способности, необходимо воспитывать ребенко в творческой среде.
Заняться творчеством можно и в домашних условиях! Можно сочинять с ребенком сказки, стихи, исполнять песни собственного содержания, тренировать актерские способности. Все вышеперечисленное способствует формированию внимательности и положительно сказывается на самоорганизации ребенка.
Работа со стихами
Прежде чем начинать знакомство со стихами нужно познакомить ребенка с рифмой. Рифма – это похожее окончание слов. Дети любят подобные игры. Вы задаете слово, а ребенок подбирает рифму.
Окно – дупло; смешно – легко; машина – корзина.
В сети Интернет есть стихи из рубрики «Доскажи словечко», которые также формируют у ребенка чувство рифмы и ритма.
Он зеленый и зубастый.
Очень-очень он опасный.
Проживает в реке Нил.
Это гена -…… (крокодил).
Она рыжая плутовка,
У нее свои уловки!
В лесу живет наша девица,
Всем известная ….. (лисица).
Развитие воображения в процессе рисования
Есть замечательное упражнение — «Загадочная линия». Ваша задача придумать несколько линий, объектов, которые ребенку предстоит дорисовать. Начинать следует с самого простого. Например, изобразите три овала разной формы (это будут глаза и нос), ниже нарисуйте кривую линию, символизирующую улыбку. Также можно попробовать нарисовать завиток (будущий домик для улитки). Но это наши с Вами предположения. Возможно, Ваш малыш нарисует что-то другое. У него ведь свое видение. Изначально дети каждую линию соотносят с отдельным объектом. И наша с Вами рожица может превратиться в три отдельных маленьких рисунка. Но можете, в зависимости от уровня подготовки ребенка, поставить перед ним цель: объединить все линии в одном объекте, существе.
Хорошее средство для развития воображения, которое можно использовать на более ранних порах, — это психологическая методика «Несуществующее животное». Психологи используют ее в своих целях, для оценки особенностей личности. Но перед нами стоит другая задача. Мы над креативностью работаем. Инструкция для ребенка: «Нарисуй животное, которое не существует в нашем мире. Ты его знаешь лучше. Познакомь меня с ним, пожалуйста». Подумайте, вместе с ребенком, где может проживать это животное, чем питается, кого боится, с кем дружит, какое его любимое блюдо. Это сложная задачка для малыша. Если он будет совмещать элементы от разных животных (ноги цапли, голова крокодила, туловище рыбы) – это правильно выполненное задание. Похвалите малыша. Он справился с заданием.
Во время занятий создавайте для ребенка доброжелательную атмосферу, следите за его настроением, делайте перерывы, хвалите даже за небольшие успехи! Я уверена – у Вас все получится!
Интересные общеобразовательные занятия для детей 5-6 лет для каждого месяца года вы найдёте в нашей рубрике «Детские игры и занятия».
И не забываем как в наше время нужно обязательно позаботиться об обучении английскому для детей!
Ждём ваших отзывов и комментариев.
В этом году мы идем в первый класс и подготовка к школе началась у нас еще весной. Мы стали заниматься по вечерам, читать и писать, понемногу. так ребенку будет намного проще адаптироваться к домашним заданиям. Ну и плюс беседы, это обязательно. Объясняю что в школе интересно. Вроде как желанием горит идти, надеюсь рвение не отпадет.
Подготовка к школе это самый важный процесс, который если пропустить, могут возникнуть проблемы, когда на ребенка, вместо привычных игр и отдыха на него упадет сидение за партой, домашние задания. Надо приучать ребенка к усидчивости, иначе будет сложно.. Мы все это уже прошли и с нетерпением ждем 1 сентября.
Мой ребенок на будущий год пойдет в школу и подготовка к школе у нас еще впереди, но не смотря на то, что еще целый год, я буду готовить своего ребенка понемногу сама. Я не хочу чтобы для него был шоком переход от садика к школе. Я хочу чтобы он и морально был готов сидеть на уроках и физически новые нагрузки были ему не в тягость.
Подготовка к школе это ответственный процесс, который не стоит упускать из внимания. Иначе получится так, что внезапный распорядок дня, к которому ребенок не привык, станет для него сильным ударом.. Ну и еще нужно говорить о том что школа это интересно и что это пригодится, чтобы ребенок понимал всю ответственность этого этапа в его жизни.
Сейчас образовательная программа стала такая сложная, что даже с подготовкой не все будет понятно. Даже родители иной раз не могут разобраться в том, что детям задают.Лучше хоть какая-нибудь подготовка, чем никакая. Надо как минимум ребенка к порядку приучить.
Наши дети ходили на подготовку в школу лишь для того, чтобы адаптироваться. В плане обучения они в ней не нуждались, т.к. хорошая база была в детском саду и дома жена педагог. А по поводу сложностей заданий — это верно, иной раз и взрослый не сразу сообразит.